Новости ИВ РАН
31 марта 2015 года
Доклад И.А.Карышевой: "Путь добродетели в "Сказании о Савитри" из "Махабхараты" и поэме Калидасы "Рождение Кумары" - как выход за рамки обыденного сознания"

Состоялось очередное заседание семинара "Литературный контекст. Актуальные проблемы современного литературоведения". С докладом на тему: "Путь добродетели в "Сказании о Савитри" из "Махабхараты" и поэме Калидасы "Рождение Кумары" - как выход за рамки обыденного сознания" выступила И.А. Карышева.
Присутствовали: к.ф.н. Л.А. Васильева, д.ф.н. Е.Ю. Ванина (Центр индийских исследований), к.ф.н .М. В. Николаева, к.ф.н. А. С. Герасимова, к.ф.н. Н.Д. Гаврюшина, к.ф.н. Э.А. Али-Заде, И.А. Карышева
В докладе рассматривалась концепция женской добродетели как эволюционирующей категории нравственной системы Древней Индии на материале древнеиндийских художественных текстов.. Добродетель рассматривалась как высшая цель существования и свободный выбор бескорыстной героини в сообразности с установлениями индийского социума и как деятельное противостояние пороку. Проведен сопоставительный анализ сюжетных линий истории двух героинь из высших каст, проявивших стойкость в любви. Добродетель в обоих случаях проявляется как выход за рамки обыденного сознания, последовательность этапов аскезы, подчинение долгу послушания, кротость и смиренный отказ от земных богатств и удовольствий.
Выступившие в дискуссии специалисты-индологи д.ф.н.: Е.Ю. Ванина, к.ф.н. Н.Д. Гаврюшина, к.ф.н. Л.А. Васильева призвали докладчицу более пристально изучить проблему кастовой принадлежности и жанровых особенностей, различия между образом Парвати как мифологической героини, воплощения богини, и Савитри как мирской героини эпического сказания. Обе истории, в тоже время, объединены образом мудреца - Риша , и представлениями о долге-дхати, который варьируется в зависимости от социального статуса героя. Эта сословность, при несомненной назидательности как основной художественной задаче представленных текстов, роднит литературу Древней Индии со всеми другими средневековыми общественными и художественными системами средневековой Европы.
К.ф.н. Николаева М.В. отметила отсутствие в представленных текстах страха перед смертью, загробным миром и созерцанием божества загробного мира Ямы, а к ф.н. Н.Д. Гаврюшина и Э.А. Али-Заде справедливо подчеркнули актуальность проблематики древней индийской литературы с ее тысячелетними нравственными принципами.

Календарь ИВ РАН
Декабрь 2024 | ||||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 1 |
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |