ИВ РАН

Новости ИВ РАН

16 ноября 2021 года

Открытая лекция В.Ц. Головачёва «Изучение этнической истории Тайваня в России: ретроспективы и перспективы»

Открытая лекция В.Ц. Головачёва «Изучение этнической истории Тайваня в России: ретроспективы и перспективы» Открытая лекция В.Ц. Головачёва «Изучение этнической истории Тайваня в России: ретроспективы и перспективы»

 
16 ноября китаевед, заместитель директора ИВ РАН В.Ц. Головачёв провёл дистанционную открытую лекцию по теме «Изучение этнической истории Тайваня в России: ретроспективы и перспективы».

По окончании двухчасовой лекции, слушателями которой стали около 70 студентов и преподавателей Центра свободных искусств при Государственном научно-техническом университете Гаосюна (Тайвань), лектор ответил на вопросы аудитории.

Первые россияне случайно появились на острове в августе 1771 года, а российские исследования по этнической истории Тайваня имеют почтидвухвековую историю. Хотя эти исследования зародились в русле общей «европейской» (западной) традиции, к середине 1870-х гг. они стали обретать автономность, свои особенности и уникальность. Вероятно, изучение Тайваня в России можно определить как «евразийскую традицию» тайваневедения.

Афиша лекции Афиша лекции Прямое и систематичное научное изучение Тайваня в России сильно затруднялось его удалённостью, нехваткой сведений, научных сил и государственного интереса к острову. Оно заметно активизировалось лишь после двух «опиумных войн», открывших для европейцев морские порты и территории Китая. В 1874–1875 гг. сразу двое россиян (военные моряки В.А. Терентьев и П.И. Ибис) лично посетили Формозу и стали пионерами её полевого изучения.

Отсутствие государственного запроса и помощи, с одной стороны, сдерживало подобные изыскания, с другой стороны, предопределило их высокую достоверность и объективность, свободу от тенденциозных влияний, трактовок и предрассудков. Высокий уровень исследований подкреплялся тем, что россияне хорошо знали и умело применяли достижения отечественной и западной науки XVIII–XX вв., а также японской науки начала ХХ в.

Более активное участие государства в отечественном изучении острова стало ощутимым лишь при СССР к середине 1930-х гг. Но это участие было связано с идеями экспорта коммунистической «мировой революции» в страны Востока и борьбой против японской колониальной экспансии в Азии. При этом на рубеже 1920–1930-х гг. советские учёные лишились возможности вести исследования на самом острове.

Возрождение российско-тайваньских научных связей после 1991 г. открыло новую эру для тайваневедов России. После перерыва в 60 лет они вновь обрели возможность работать на Тайване, свободно использовать весь круг иноязычных источников и литературы, общаться с тайваньскими и другими зарубежными коллегами. Это заметно повысило количество и качество постсоветских российских публикаций по этнологии и этнополитической истории острова, хотя общая изученность данной темы в России всё ещё невысока.

В обозримой перспективе изучение этнической и этнополитической истории Тайваня будет оставаться одной из приоритетных научных задач для российских учёных. Их важнейшей миссией будет также превращение российских достижений в органичную часть и реально востребованное достояние всей мировой науки.