ИВ РАН

Новости ИВ РАН

1 декабря 2021 года

В Институте прошла 2-я встреча по концепции безопасности в Персидском заливе

В Институте прошла 2-я встреча по концепции безопасности в Персидском заливе В Институте прошла 2-я встреча по концепции безопасности в Персидском заливе

 
В Институте востоковедения РАН 15-16 ноября 2021 года прошла 2-я международная экспертная встреча по обсуждению концепции безопасности в регионе Персидского залива.

В стратегически важном для всего мира регионе Персидского залива наблюдаются крайне тревожные тенденции. Речь идет о резком обострении противоречий между отдельными странами, об отсутствии у них готовности учитывать интересы друг друга и, как следствие, о существенном наращивании конфликтного потенциала. Наблюдается наличие реальной угрозы дальнейшей эскалации обстановки, вплоть до широкомасштабной вооруженной конфронтации.

Исходя из недопустимости подобного развития событий, необходима коллективная работа по поиску консенсусных компромиссных решений, нацеленных на снижение напряженности и урегулирование всех острых кризисов политико-дипломатическими методами на основе международного права.

Россия поддерживает традиционно дружественные отношения со всеми без исключения странами региона Персидского залива, выстраивает взаимодействие с ними на равноправной и взаимоуважительной основе.  Залогом достойного и безопасного будущего для всех государств и народов региона, который нуждается сегодня как никогда в позитивной повестке дня, могло бы стать формирование инклюзивной архитектуры мира и безопасности. 

Еще в конце 1990-х гг. в совершенно иных геополитических реалиях Россия начала разработку Концепции обеспечения коллективной безопасности в зоне Персидского залива. Изложенные в документе идеи несколько раз обновлялись, приобретя в нынешних обстоятельствах новое, актуальное звучание. Концепция предполагает поэтапное продвижение на основе равноправного взаимодействия всех региональных и других заинтересованных сторон к разблокированию конфликтных ситуаций, разработке мер доверия и контроля и, в конечном счете, формированию в этом субрегионе целостного механизма коллективной безопасности и сотрудничества с созданием соответствующих организационных структур. Имеется в виду, что такая система станет прологом к построению общей посткризисной архитектуры региона Ближнего Востока.

Российские предложения не носят окончательный характер и являются своего рода приглашением к конструктивному диалогу о путях достижения долгосрочной стабилизации в зоне Персидского залива. Россия готова к тесным контактам со всеми заинтересованными сторонами как по официальным каналам, так и по линии общественно-политических и экспертных кругов.

Обеспечение безопасности и формирование атмосферы доверия в зоне Персидского залива является одним из приоритетов внешней политики России и актуальной глобальной повесткой дня. С учетом сосредоточенных в этом субрегионе огромных запасов углеводородных ресурсов, его стратегического положения и связующих водных артерий, происходящие там процессы оказывают влияние на состояние международных отношений, а также на мировую экономическую, энергетическую и транспортную стабильность. Отсюда – востребованность соответствующих коллективных усилий на международном и региональном уровнях, способствующих продвижению в Персидском заливе подлинного мира, добрососедства и устойчивого развития.

Для достижения этой цели необходимо создание субрегиональной системы коллективной безопасности. Речь идет о принятии долгосрочной программы совместных действий по укреплению стабильности и безопасности, включая меры доверия, создании механизмов разрешения споров и урегулирования конфликтов, определении основных ориентиров и параметров будущей архитектуры межгосударственного взаимодействия.

Развивая предложения, разработанные в конце 1990-х годов и дополненные в 2004, 2007 и 2019 годах, обновленная российская Концепция обеспечения безопасности в зоне Персидского залива основывается на следующих принципах.

  1. Приверженность всех государств международному праву, основополагающим положениям Устава ООН и резолюциям Совета Безопасности ООН. Наша общая цель – процветающий Ближний Восток, поддерживающий межконфессиональный и межнациональный мир и сосуществование. Создание системы безопасности в зоне Персидского залива рассматривается как неотъемлемая часть общих усилий по обеспечению стабильности на Ближнем Востоке в целом. Ключевыми являются положения об уважении независимости, суверенитета и территориальной целостности государств, многообразия их социально-политических укладов, решения внутриполитических проблем без незаконного внешнего вмешательства, в правовом поле, через всеобъемлющий национальный диалог в качестве важной предпосылки поддержания внутригосударственной стабильности и межконфессионального согласия.
  2. Многосторонность как способ обеспечения участия всех заинтересованных игроков в совместной оценке ситуации, принятии и выполнении решений. Исключение какой-либо стороны из данного процесса по тем или иным причинам контрпродуктивно.
  3. Универсальный характер системы безопасности в Персидском заливе. В основе соответствующей многосторонней архитектуры лежит принцип единой и неделимой безопасности, уважение интересов как региональных, так и внерегиональных игроков, включая военную, экономическую, энергетическую, транспортную и экологическую составляющие.
  4. Поэтапность продвижения к созданию инклюзивной системы безопасности в Персидском заливе, начиная с решения наиболее острых и актуальных проблем, стоящих перед данным субрегионом. Это относится к обеспечению свободы судоходства в Ормузском проливе, приверженности ядерному нераспространению, а также к совместной борьбе с острыми вызовами современности, прежде всего с международным терроризмом.
  5. Принцип поэтапности, в том числе принятие странами Персидского залива мер по укреплению доверия и предоставлению взаимных гарантий безопасности в субрегионе.

Начало практической работы по формированию системы безопасности в зоне Персидского залива может быть положено проведением консультаций на двусторонней и многосторонней основе между заинтересованными сторонами с участием региональных и внерегиональных государств, стран-постоянных членов Совета Безопасности ООН, ССАГПЗ, ЛАГ, ОИС. В ходе этих контактов предусматривается создание инициативной группы по разработке мер в сфере региональной безопасности. Группа призвана согласовать географические параметры будущей системы безопасности, круг участников обсуждения, повестку дня и другие вопросы.

В качестве возможных шагов по реализации принципов данной Концепции, Россия предлагает, расположенным в этом субрегионе государствам и внерегиональным сторонам:

  • подтвердить приверженность добросовестному выполнению взятых на себя международно-правовых обязательств, прежде всего – отказу от применения силы и угрозы силой для решения спорных проблем, включая территориальные и пограничные споры, предотвращению вооруженных инцидентов и чрезвычайных ситуаций с применением военной силы на сопредельных территориях, на море и в воздушном пространстве, уважению суверенитета и территориальной целостности государств субрегиона;
  • разработать и внедрить комплекс коллективных мер укрепления доверия в военной области с целью обеспечения прозрачности и долгосрочной предсказуемости деятельности в данной сфере (диалог по военным доктринам, субрегиональные встречи министров обороны, установление «горячих линий», обмен предварительными уведомлениями о проведении военных учений и полетах военной авиации, обмен наблюдателями, обмен информацией о поставках вооружений и о состоянии своих вооруженных сил);
  • заключить соглашения по контролю над вооружениями, включающие, например, создание демилитаризованных зон, предотвращение дестабилизирующих накоплений обычных вооружений, сбалансированное сокращение вооруженных сил всеми сторонами;
  • в контексте задач укрепления на Ближнем Востоке режима ядерного нераспространения, опирающегося на ДНЯО, предпринимать шаги, направленные на превращение всего пространства Ближнего Востока и Северной Африки в зону, свободную от оружия массового уничтожения и средств его доставки;
  • укреплять многостороннее сотрудничество в экономической, гуманитарной, экологической и иных сферах;
  • стремиться к стимулированию комплексного развития региональной энергетической, транспортной инфраструктуры и систем связи;
  • налаживать коллективное сотрудничество в интересах охраны окружающей среды, предотвращения и ликвидации последствий природных и техногенных катастроф;
  • работать над созданием единой гуманитарной среды с учреждением региональных центров содействия решению общих задач в сферах туризма, медицины (борьба с последствиями пандемии Covid-19 и предотвращение новых угроз в сфере здравоохранения), культуры и образования (включая центры подготовки кадров для ведущих и перспективных отраслей промышленности стран субрегиона);
  • заключать соглашения о борьбе с международным терроризмом, незаконным оборотом оружия и миграцией, наркотрафиком, оргпреступностью.

Россия готова к взаимодействию и обсуждению со всеми заинтересованными сторонами этих и других конструктивных предложений в целях обеспечения надежной безопасности в зоне Персидского залива. Наша стратегическая цель – стабильный и свободный от конфликтов Ближний Восток, открытый для широкого международного сотрудничества.

Источник: МИД


Курсы восточных языков ИВ РАН