ИВ РАН

Новости ИВ РАН

Курсы восточных языков ИВ РАН

8 ноября 2022 года

Доклад И.А. Дружининой «Мамлюки на Северном Кавказе в XIV — начале XVI в.»

Доклад И.А. Дружининой «Мамлюки на Северном Кавказе в XIV — начале XVI в.» Доклад И.А. Дружининой «Мамлюки на Северном Кавказе в XIV — начале XVI в.»

 
8 ноября 2022 г. на заседании центра византийско-кавказских исследований ИВ РАН состоялось обсуждение доклада с.н.с., к.и.н. И.А. Дружининой на тему: «Мамлюки на Северном Кавказе в XIV — начале XVI в.».

В докладе представлена новая научная концепция истории взаимоотношений мамлюков Египта и Сирии и родственных племен Закубанья XIV–XVI вв., в которой отражено многостороннее культурное и политическое влияние Султаната на черкесов, выявлены формы этого взаимодействия и динамика его развития, обусловленная политическими и социальными процессами, протекавшими в Улусе Джучи и Султанате и во многом определившими особый выбор исторического пути адыгских народов.

Впервые для изучения данной темы, помимо сведений письменных источников, были привлечены материалы археологии и антропологии. Этот пласт источников, полученный в ходе раскопок погребальных памятников Северо-Западного Кавказа и Северо-Восточного Причерноморья XIV–XVI вв., отражают не только особенности культурно-исторического развития этого региона как части огромной империи – Золотой Орды, но также и разноплановые процессы, явления и события в истории Мамлюкского султаната (установление и динамику дипломатических отношений с Золотой Ордой, социальные реформы ал-Малика ан-Насира ибн Калауна (1309-1341), девальвацию при поздних Бахритах принципов мамлюкской корпорации, установленных «султанами-основателями» – Бейбарсом I и Калауном, «Золотой век» мамлюкского искусства и ремесел первой половины XIV в. и процессы люмпенизации элиты при Бурджитах, вкусы которой определяли развитие культуры Султаната, поражение в войне с османами 1517 г. и возвращение части мамлюков на Кавказ и т.д.).

Археологические материалы из черкесских курганов Закубанья представлены предметами роскоши, достойными дворцов султанов, элементами костюма и быта, характерными для жителей средневековых арабских городов, серией находок, связанных с исламской религиозной традицией. Они попадали на Северо-Западный Кавказ не только в качестве товаров, но и как дары родственникам, жалование торговым агентам, дипломатам и другим представителям Султаната, проживавшим на землях черкесов, личные вещи мамлюков, прибывавших в родные земли с различными миссиями. Важнейший пласт археологической информации отражает бытование в XIV – начале XVI в. у черкесов Закубанья особых черт погребального обряда, не имеющих местных корней и находящих аналогии в погребальных практиках мусульманского Востока, что, в свою очередь, указывает на далеко превосходящую только торговые связи картину взаимодействия черкесов Закубанья и их родственников – мамлюков Египта и Сирии. Особый интерес представляет пласт арабской лексики в языке адыгов, связанный с развитием их политической культуры и институтов власти в XV-XVI вв.

Таким образом впервые в отечественной и зарубежной исторической науке о Востоке была поставлена научная проблема изучения мамлюков на Северном Кавказе, очерчен круг источников, обозначены основные перспективные направления исследований.


В обсуждении доклада приняли участие специалисты из Института востоковедения РАН, Института археологии РАН, НИУ Высшей школы экономики.