ИВ РАН

Новости ИВ РАН

Курсы восточных языков ИВ РАН

19 января 2023 года

Научный семинар «UNCLOS: 40 лет в Южно-Китайском море и Арктике»

Научный семинар «UNCLOS: 40 лет в Южно-Китайском море и Арктике» Научный семинар «UNCLOS: 40 лет в Южно-Китайском море и Арктике»

 
19 января 2023 г. в Институте востоковедения РАН состоялся научный семинар «UNCLOS 40 лет в Южно-Китайском море и в Арктике». Цель проведения семинара заключалась в том, чтобы проанализировать опыт применения этой конвенции в неспокойном районе Южно-Китайского моря, где уже много лет сталкиваются и конфликтуют интересы различных стран, а также в Арктике, где по мере глобального потепления такие конфликты могут возникнуть. Все эти вопросы были рассмотрены в ходе работы семинара.

Открыл семинар заместитель директора ИВ РАН В.Ц. Головачев, указавший в своем выступлении на важность и актуальность поставленной темы. Он, в частности, указал, что сегодня Конвенция ООН по морскому праву играет особую роль, в связи с попытками стран Запада навязать решение спорных международных проблем на море путем применения ими придуманных произвольных правил, а не на основе фундаментальных положений международного права, ядром которого является UNCLOS.

Прямая трансляция семинара велась на Telergam-канале Центра ЮВА, Австралии и Океании ИВ РАН: https://web.telegram.org/k/#@seasia_ivran, видео-запись семинара будет доступна на Rutube-канале Центра ЮВА, Австралии и Океании ИВ РАН: https://rutube.ru/channel/26267151/videos/ 

В выступлениях участников отмечалось: актуальность принципов, целей и роли Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., указывалось, что разрешение конфликтов в ЮКМ возможно только на основе положений этого документа, что именно зафиксированные в ней принципы должны стать основой для разрабатываемого ныне странами АСЕАН и Китаем Кодекса поведения сторон в ЮКМ (COC), который должен прийти на смену существующей ныне Декларации о поведении сторон в ЮКМ (DOC). В качестве примера эффективности применения UNCLOS Мосяков Д.В. в своем докладе привел пример подписания важнейшего договора по разделу акватории Тонкинского залива, заключенного в 2000 г. между Вьетнамом и Китаем. Он отметил, что в период 1992–2000 гг. в рамках поиска компромисса две страны провели семь раундов переговоров на правительственном уровне, три встречи глав правительств, 18 раундов переговоров на рабочем уровне и 49 встреч совместной рабочей группы и группы по согласованию карт. В июне 2004 г. Национальное собрание СРВ ратифицировало Договор о демаркации в Тонкинском заливе, что позвонило установить в этом районе справедливый порядок, основанный на Конвенции UNCLOS 1982 г.

По словам докладчика, сегодня, после визита Генерального секретаря ЦК КПВ Нгуен Фу Чонга в Пекин и его встреч с председателем КПК Си Цзиньпином, появились и крайне позитивные тенденции, связанные с очевидным сближением Китая и Вьетнама. В коммюнике, подписанном по итогам визита вьетнамского руководителя в Пекин говорится, что стороны придерживаются курса на «добрососедство, всестороннее, долгосрочное, стабильное, сотрудничество, ориентированность на будущее» и дух «хороших соседей, хороших друзей, хороших товарищей и хороших партнеров». Не исключено, что в перспективе в рамках такой позитивной атмосферы в двусторонних отношениях на основе Конвенции UNCLOS 1982 г. будет найден компромисс и по противоречиям в ЮКМ.

Важное место в работе семинара занимали вопросы политики отдельных стран АСЕАН относительно имплементации положений конвенции ООН по морскому праву в практической политике. А.Ю. Другов в своем докладе указал, что суть политики Индонезии в период президентства Джоко Видодо – это курс на суверенитет при балансировании отношений как с США, так и с Китаем. Он указал, что проблема индонезийских островов Натуна  на которые Китай предъявил свои претензии, сильно ухудшает китайско-индонезийские отношения, вносит некое недоверие и неопределенность. При этом он подчеркнул, что Индонезия целиком и полностью поддерживает Конвенцию ООН по морскому праву и готова решить любые спорные вопросы на ее основании. Примерно такой же позиции в отношении конвенции ООН по морскому праву придерживается и Япония. Об этом в своем докладе сообщила К.Г. Мурташина. Она отметила, что подход к Конвенции UNCLOS 1982 г. объединяет и сближает Японию и страны АСЕАН. Вопросы российской позиции относительно конвенции UNCLOS 1982 г. в конфликте между Филиппинами и Китаем в ЮКМ, рассмотрела Д.С. Панарина. Она указала, что Россия неизменно поддерживала эту Конвенцию, видя в ней важный элемент мира и стабильности в регионе. Наша дипломатия, как отметила докладчик, всегда стремилась убедить участников конфликта в ЮКМ действовать исключительно на ее основе. Вопросы применимости Конвенции UNCLOS 1982 г. в вопросах делимитации границ «треугольника» Индонезия-Малайзия-Сингапур подняла в своем докладе Е.М. Астафьева. Австралия в заявлениях своих политиков полностью поддерживает применение конвенции UNCLOS 1982 г. относительно морских территориальных споров в АТР, указал в своем докладе А.А Гарин. В то же время если говорить о практической политике, отметил он, то Австралия часто в Полинезии выступает в качестве доминирующей силы, вмешивается во внутренние дела тихоокеанских государств. В нескольких докладах прозвучала также мысль о том, что активный подход Вьетнама к проблеме территориальных споров в ЮКМ, их урегулирования на основе международного права и только мирными средствами служит примером для других участников конфликта как следует действовать для его окончательного разрешения.

Отдельно необходимо выделить три доклада – это выступление П.А. Гудева, сравнившего международно-правовой статус Арктики и Южно-Китайского моря, показавшего, что и там и там Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. является ключевым правоустанавливающим документом. О важном значении Конвенции сказала в своем выступлении и М.С. Зеленкова. Она рассмотрела возможные преграды на пути завершения работы над Кодексом поведения сторон в ЮКМ, возможности одобрения всеми сторонами этого документа. Она указала, на необходимость скорейшего принятия Кодекса, так как он должен заменить существующую ныне Декларацию поведения сторон в ЮКМ, которая в отличие от Кодекса не является обязывающим все стороны документом. Проблему энергетической составляющей конфликта в ЮКМ и освоении арктического шельфа в контексте Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. рассмотрела Л.С. Рубан.

Подводя некоторые итоги, главные выводы семинара можно суммировать таким образом:

  1. Конвенция ООН по морскому праву 1982 года (UNCLOS), в урегулировании территориальных споров в ЮКМ остается крайне важной и востребованной. Она является фундаментом как действующей ныне Декларации о правилах поведении сторон в ЮКМ, так и будущего Кодекса поведения в ЮКМ – документа, призванного создать мирную и стабильную среду в Юго-Восточной Азии.
  2. Вьетнам играет выдающуюся роль в стабилизации положения в ЮКМ, проводя политику, основанную на урегулировании споров на основе международного права, мирными средствами и его действия служит примером для других стран, принимающих участие в конфликте в ЮКМ.
  3. Наметившееся после визита вьетнамского лидера в Пекин и переговоров Нгуен Фу Чонга с Си Цзиньпином сближение Вьетнама и Китая является важным фактором укрепления стабильности в ЮКМ и открывает возможность решения территориальных проблем путем компромиссов и переговоров. Все более очевидно, что применение силы, или угроза применения силы при урегулировании споров о суверенитете в ЮКМ уводит всю ситуацию в тупик. UNCLOS здесь должна выступать как основа для компромисса.
  4. Политика России и последовательная поддержка ею UNCLOS является крайне позитивным фактором для всех стран, которые поддерживают основные положения, зафиксированные в этой конвенции. Страна таким образом выступает как один из важных центров работающих в пользу справедливости мира и стабильности в ЮКМ.

Организатор семинара: Центра ЮВА, Австралии и Океании ИВ РАН

Оргсекретарь: к.и.н. Е.М. Астафьева

Модератор: д.и.н. Д.В. Мосяков

Программа