Новости ИВ РАН
27 января 2025 года
Воркшоп «Гендерный разворот: профессиональные функции и социальные роли»
![Воркшоп «Гендерный разворот: профессиональные функции и социальные роли» Воркшоп «Гендерный разворот: профессиональные функции и социальные роли»](/sites/28/files/Sluga-i-gender-dlia-saita-ris13.jpg)
Прошедший 27 января 2025 г. воркшоп Междисциплинарной проект-группы «Под небом Южной Азии» / ПНЮА (www.ivran.ru/pnua) обсудил ряд аспектов женских исследований / теорий феминизма...
Состоявшийся 27 января 2025 г. воркшоп Междисциплинарной проект-группы «Под небом Южной Азии» / ПНЮА (www.ivran.ru/pnua) обсудил ряд аспектов женских исследований / теорий феминизма и их коррекции с учетом гендерного фактора, вместе образующих комплексную научную дисциплину. Затронувшие эту область на протяжении последнего полустолетия сдвиги характеризуются как «парадигматический переход от женских исследований к гендерным», с одной стороны, и как «смешение академического подхода в женской проблематике с разнообразными практиками феминизма в качестве идеологии активизма», с другой. Международная программа ООН «Десятилетие женщины: равенство, развитие и мир» (1975–1985) сыграла огромную роль в расширении и переосмыслении диапазона дисциплины и усилила ее включенность в понимание ряда культурно-исторических процессов. Это, в свою очередь, стало причиной ревизии ранее описанных феноменов и импульсом к изучению прежде игнорируемых сущностей, в том числе, «женского компонента» в текущем проекте ПНЮА («Под небом Южной Азии. Слуга и хозяин: производство и поддержание порядка в практиках личного обслуживания»).
Поскольку в наипростейшем варианте «гендер» понимается как социальная модель поведения, ожидаемая или навязываемая в различных общественных кластерах в определенные культурно-исторические периоды, то его специфическая оптика сформировала особые сферы ретроспективного анализа, среди прочего – «гендерную колонизацию» (Gendered Colonization) и «гендерную медиевистику» (Gender and Medieval Studies), что как раз и продемонстрировали доклады-размышления «Слуги и служанки в колониальном доме: господское тело и границы дозволенного» (С.Е. Сидорова) и «Средневековый мистицизм в тенётах феминизма: производство смыслов и артефактов» (И.П. Глушкова). Реинтерпретация научных артефактов (на примере допущенных к вскармливанию господских младенцев и присмотру за малышами служанок из колониальных домохозяйств) и динамика подстановки анахроничных смыслов (на примере мифологизированного и политизированного в духе времени образа средневековой служанки) демонстрируют удивительно мощное воздействие новых концептов на производство вариантов современного знания.
С.Е. Сидорова рассказала о немногочисленных служанках в типичном колониальном доме (айя – горничная или няня; дхайя/ама – кормилица) и способах навязывания им гендерных ролей, обусловленных логикой имперского строительства. Начиная с рубежа XVIII–XIX вв. в ответ на запрос британского общества на обеление репутации империи и обеспечение чистоты европейской расы колониальные нарративы вылепливали образы ай, которые своим благочинным и лишенным женской привлекательности видом создавали дистанцию между ними и британскими мужчинами и одновременно оберегали белых женщин от порочных связей с туземцами. Таким образом, айя не только обслуживала колониальное домохозяйство, но и выполняла нравственную работу для империи, купируя физиологические контакты между европейскими господами и местным населением. Однако эти же тексты создавали устрашающие образы нянь и кормилиц, которые посредством грудного молока и местного языка передавали английским детям низменные черты и свойства характера, присущие представителям другой расы. В независимой Индии в постколониальной интерпретации фигуры айи и дхайи превратились в символ лицемерия британцев и активно используются для развенчивания имперских мифов.
И.П. Глушкова проследила – от середины XIX в. до наших дней – поэтапную культурную и социальную инженерию, нацеленную на моделирование образа поэтессы Дзани, в религиозных гимнах объявившей себя служанкой Намдева, поэта XIII–XIV веков, и Дзани как персонажа из деревенских «жерновых песен», чья безоглядная тяга к богу Виттхалу вызывала ревность Ракхумаи, законной супруги. В условиях роста национального самосознания, антиколониального движения и формирования пула собственных этно-региональных ценностей Дзани оказалась чрезвычайно удобным для манипуляций символом и – в отсутствие какой бы то ни было реальной фактуры – навязывания ей соответствующих тем или иным социально-политическим моментам ролей. Достигнув уже к первой четверти XX в. в общественном признании высокого ранга святости (сант Дзана-баи), к началу XXI в. она утвердила свое положение как «великая женщина средневековья», культурное достояние породившего ее региона, рупор борьбы за эмансипацию низких каст и яркий образец «протофеминизма».
Прошедший воркшоп, как и предыдущий, посвященной проблемам индийской касты (25.11.2024), собрал внушительную аудиторию неравнодушных слушателей. Их неподдельный интерес и стимулирующие вопросы в отношении остроактуальной для востоковедения тематики создали атмосферу полилога, незаменимого в области гуманитарных наук.
![Курсы восточных языков ИВ РАН](/sites/28/files/kursy2022.jpg)
Календарь ИВ РАН
Февраль 2025 | ||||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 1 | 2 |
3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 |
24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 1 | 2 |