Новости ИВ РАН
27 марта 2015 года
XLV научная конференция «Общество и государство в Китае»
Конференция состоялась 25-27 марта 2015 г.
ПРОГРАММА
XLV научной конференции «ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО В КИТАЕ»
Оргкомитет:
Кобзев А.И. (председатель), Блюмхен С.И., Дмитриев С.В., Синецкая Э.А. (секретарь),
т. 8 495 6259568, e-mail: ivran_china@mail.ru
25.03.15
Утреннее заседание 11.00-14.00
Ведущий – Кобзев А.И.
1. Кобзев Артем Игоревич. Вступительное слово.
2. Выступление представителя посольства КНР в РФ.
3. Презентация новоизданных книг.
4. Портяков Владимир Яковлевич. Трансформация модели экономического роста в Китае: современные тенденции и перспективы.
5.Афонина Лариса Александровна. «Китайская специфика» регулирования религиозной сферы.
6. Лексютина Яна Валерьевна. Политика китайского руководства в вопросах контроля и регулирования Интернета.
7. Салицкий Александр Игоревич. Экологическая революция в КНР.
8. Мосяков Дмитрий Валентинович. Политика Китая в ЮВА.
9. Тутнова Татьяна Антоновна. Ядерная энергетика в КНР: стратегия развития и перспективы для России.
10. Пахомова Мария Андреевна. Политика КНР в отношении государств Арабского Востока при Ху Цзиньтао.
25.03.15
Вечернее заседание 15.00-19.00
Ведущий – Ульянов М.Ю.
1. Алпатов Владимир Михайлович. Неудача мастера (статья Н.И. Конрада «О китайском языке»).
2. Кобзев Артем Игоревич. Первая синологическая дискуссия в России XXI в.
3. Ульянов Марк Юрьевич. Понятие «культурная среда» и некоторые особенности историописания периода Чуньцю (771-453 гг. до н.э.).
4. Бонч-Осмоловская Ольга Андреевна. Особенности цитирования канонического текста «Ши цзин» в конфуцианском «Четверокнижии».
5. Руденко Николай Владимирович. Проблема авторства «Комментариев к “Четверокнижию”» («Сы-шу пин»).
6. Рысаков Алексей Сергеевич. Анализ ритуальных текстов в неоконфуцианской комментаторской литературе.
7. Худяков Дмитрий Андреевич. «Чу сань цзан цзи цзи» 出三藏記集 как источник по ранней истории буддизма в Китае: формирование китайского буддийского канона.
8. Кий Евгений Александрович. Текстовое выражение опыта пробуждения Вонхё (617-686).
9. Зиганьшин Ренат Махмутович. Слабость, мягкость и уступчивость в трактате «Дао дэ цзин».
10. Белая Ирина Витальевна. О даосских методах для женщин в «Важнейших поучениях по женской алхимии» («Нюй дань яо янь» 女丹要言).
11. Баялиева Елена Фёдоровна. Законодательство династии Юань о денежном обращении.
26.03.15
Утреннее заседание 10.00-13.00
Ведущий – Дмитриев С.В.
1. Блюмхен Сергей Иванович. Космологические аспекты мифов о «совершенномудрых правителях». Часть III: Миф о Гуне и Юе в эпоху Чжоу.
2. Терехов Антон Эдуардович. Четыре мифа о рождении Великого Юя.
3. Деопик Дега Витальевич. Новые данные о ранних надписях из Шуандуня (4500-3800 гг. до н.э.).
4. Кузнецова-Фетисова Марина Евгеньевна. Письменные источники о столице династии Шан под Аньяном.
5. Сафин Тимур. Термин «Шан» (商) в надписях на гадательных костях (XIV-XI вв. до н.э.): топоним или этноним?
6. Башкеев Виктор Викторович. Западная Хань: Ключевые процессы в политической борьбе 202-87 гг. до н.э.
7. Коробицына Анна Константиновна. История изучения правления восточноханьского императора Гуан-у-ди (25-57 гг. н.э.) в отечественной историографии.
8. Борисов Дмитрий Эдуардович. Кризис 189-196 гг. в империи Поздней Хань.
9. Агеев Николай Юрьевич. Об аутентичности «Цзы-Ся И чжуань».
10. Яковлев Виктор Михайлович. Звезды над Поднебесной? К интерпретации круговой схемы из Манускрипта Войнича.
11. Зельницкий Александр Дмитриевич.Было ли даосским «Училище почитания сокровенного» (Чунсюань сюэ 崇玄學) эпохи Тан?
12. Дмитриев Сергей Викторович. Памяти Бидии Дандарона (1914–1974): преследования буддистов в СССР и советское востоковедение.
26.03.15
Вечернее заседание 14.00-19.00
Ведущий – Вяткин А.Р.
1. Элоян Марина Ромуальдовна. Конфуцианство и капитализм.
2. Зотов Олег Вадимович. Наследие Восточно-Туркестанской республики 1944-1949 гг. в геополитических реалиях XXI в.
3. Бодрова Оксана Ивановна. Акценты гуманитарного усиления КНР во внешнеполитических концепциях.
4. Герман Мария Алексеевна. Специфика подхода КНР к обеспечению стабильности государства.
5. Чернова Анна Федоровна. Специальные экономические зоны как элемент стратегического партнерства РФ и КНР.
6.Помелова Юлия Павловна. Интеграция национальных меньшинств в национальную идентичность КНР.
7. Наземцева Елена Николаевна. Правовое бесправие в восприятии русской эмиграции в Китае в 1920-е гг.
8. Забровская Лариса Васильевна. Решение пограничных вопросов между КНР и КНДР.
9. Замараева Наталья Алексеевна. Китай, Пакистан и процесс национального примирения в Афганистане.
10. Перминова Вера Александровна. Проблема политической интеграции японских колоний в состав империи (на примере Тайваня).
11. Дудченко Герман Борисович. Языковая ситуация в приграничных районах провинции Хэйлунцзян
27.03.15
Утреннее заседание 10.00-13.00
Ведущий – Головачёв В.Ц.
1. Грачева Юлия Александровна. Письменность дунба: отражение древней истории народа наси.
2. Тишин Владимир Владимирович. Проблемы социальной истории Тюркского каганата в работах китайских ученых: опыт историографического обзора.
3. Тимофеев Олег Анатольевич. Экономические и геополитические измерения современных китайско-американских отношений.
4. Синецкая Эльвира Андреевна. Политика «открытости» и изменения социальной структуры КНР.
5. Карезина Инна Павловна. Феномен Русской православной миссии в Пекине как дипломатического канала.
6. Смирнов Сергей Викторович. Русские скаутские организации в Китае.
7. Виноградова Татьяна Игоревна. «Дело бригады» латинизаторов: по материалам Синологической библиотеки акад. В.М. Алексеева.
8. Семенова Нелли Кимовна. Народные объединения в императорском Китае: к вопросу о классификации.
9. Головачёв Вал. Цуньлиевич. Непредписанные браки и суицид как регулятив внутрисемейных отношений в традиционном Китае (по материалам романа «Дикие лебеди»).
27.03.15
Вечернее заседание 14.00-19.00
Ведущий – Неглинская М.А.
1. Возчиков Дмитрий Викторович. «Преданный государству гун» или «национальный герой»? Образ Вэнь Тяньсяна в исторической памяти Китая.
2. Трунова Анна Сергеевна. «Сон в красном тереме» как источник вдохновения современных китайских эссеистов.
3. Лемешко Юлия Геннадиевна. Матушки-покровительницы детей на народной картине няньхуа.
4. Неглинская Марина Александровна. Цинские «древности» как частный случай сюжета «Vanitas».
5. Будаева Туяна Баторовна. Истоки Пекинской оперы: музыкальная драма куньцюй.
6. Дьякова Ольга Васильевна. Население Приморья России в XVI-XVII вв.
7. Захаренко Игорь Антонович. Вклад отечественных китаеведов в географическое изучение и картографирование Китая
8. Куликов Андрей Михайлович. Конкуренция инстанций или официальная дипломатия: к вопросу об участии России на Тяньцзиньских переговорах 1858 г.
9. Ларин Владимир Викторович. Малоизвестные памятники русским воинам на территории Китая: Шахэ и Шэньян. К 110-летию русско-японской войны.
10. Салогуб Яна Леонидовна. Международный договор аренды территории как фактор колониальной экспансии в Китае на рубеже XIX – ХХ вв.
11. Усманова Лариса Рафаэлевна. Отношения Японской военной миссии в Маньчжурии с национальными меньшинствами российской эмиграции (на примере тюрко-татарской общины).
12. Черникова Лариса Петровна. Украинские общества в составе русской эмиграции в Китае
13. Гулёва Мария Анатольевна. Друзья и враги СССР в Китайской Республике на страницах журнала «Крокодил».
ОТЧЕТ О КОНФЕРЕНЦИИ
25-27 марта 2015 г. в Институте востоковедения РАН прошла очередная, XLV всероссийская научная конференция “Общество и государство в Китае”, организованная Отделом Китая ИВ РАН.
На конференции присутствовал 101 человек, в основном из Москвы: сотрудники и аспиранты ИВ РАН (32 человека), ИДВ РАН (10), ИМЭМО РАН (1), ИФ РАН (1), ИЯ РАН (1); РГГУ (6), ИСАА МГУ (3), ВУ МО РФ (2), НИУ ВШЭ (1), МИИГАУК (У) (1), МАИ (1), НИИВИ ВА ГШ ВС РФ (1), ОЦАД МП РПЦ (1), но были и представители других городов: Санкт-Петербурга: ИВР РАН (2), Библиотеки АН (1), Гос. Эрмитаж (1); СПб.ГУ (4), РГУ правосудия (2), СПб.ГПУ (1), Невского университета языка и культуры (1); Нижнего Новгорода: ННГУ (2); Волгограда: ВГСПУ (2); Казани: К(П)ФУ (1); Азова: АТИ ДТГУ (1); Екатеринбурга: УрФУ (4); Новосибирска: НГУ (1); Омска: ОмГУ (1); Красноярска: СибФУ (1); Благовещенска: АмГУ (2); Владивостока: ИИАЭ ДВО РАН (2). Среди участников были и представители зарубежья - Рижского университета (Латвия) и Сямэньского университета (КНР), присутствовал работник посольства КНР. Выступили с докладами и несколько независимых исследователей. К конференции был, как всегда, издан одноименный сборник статей[1], в котором были напечатаны и статьи многих докладчиков.
По традиции конференция открылась приветственным словом председателя оргкомитета
А.И. Кобзева (ИВ РАН). Были представлены новые книги, выпущенные Отделом Китая ИВ РАН за прошедший год[2].
Часть докладов была посвящена истории Древнего Китая. М.Е. Кузнецова-Фетисова (ИВ РАН) рассказала об информации письменных источников, касающейся шанской столицы (находится в местности Иньсюй, неподалеку от современной деревни Сяотунь под Аньяном, пров. Хэнань): к сожалению, информация эта крайне противоречива и многократно уступает данным археологических раскопок. Т.А. Сафин (Историч. ф-т МГУ) проанализировал контексты употребления в надписях на шанских гадательных костях (цзягувэнь) знака Шан Ш: оказывается, этот знак, обозначающий помимо прочего саму династию Шан, нередко выступает в весьма труднообъяснимых значениях - не только в составе имен собственных, но и, например, в составе наименований враждебных шанцам политий. Пока объяснить эти результаты довольно трудно, но само их наличие несомненно говорит о том, что, видимо, не все в наших представлениях о Шан верно.
М.Ю. Ульянов (ИСАА МГУ) прочел доклад «Понятие “культурная среда” и некоторые особенности историописания периода Чуньцю (771-453 гг. до н.э.)», посвященный особенностям передачи информации между отдельными уделами, отразившимся в летописных памятниках этого времени. В.В. Башкеев (ИВ РАН) выступил с сообщением, посвященным изучению политической борьбы на начальном этапе истории Западной Хань (202-87 гг. до н.э.): пристальное изучение письменных источников, в том числе с использованием количественных методов, позволяет по-новому взглянуть на многие проблемы этого ключевого периода становления империи. Д.Э. Борисов (НГУ) сделал доклад о некоторых особенностях изучения последнего этапа истории Восточной (Поздней) Хань: этот период удивительно малопопулярен в отечественной и мировой историографии, причем, как это ни курьезно, многие авторы по-прежнему зачастую приводят в своих работах информацию, взятую не из исторических источников, а из знаменитого средневекового романа “Троецарствие”.
Немало сообщений касалось вопросов идеологии, мифологии и философии древности.
С.И. Блюмхен (ИВ РАН) говорил об истории передачи и трансформации важнейшего мифологического сюжета об усмирителях потопа Гуне и Великом Юе в эпоху Западного Чжоу; по мнению автора, этот мотив связан со складыванием чжоуского культа Неба. А.Э. Терехов (СПб.ГУ, ИВР РАН) выступил с докладом о четырех версиях рождения Великого Юя, в которых, в частности, отразился целый ряд тенденций, характерных для восприятия мифов в эпоху Хань. Н.Ю. Агеев (ИВ РАН) говорил о некоторых проблемах изучения И цзина, а точнее - аутентичности комментария к этому канону - Цзы Ся И чжуань. Смежным проблемам было посвящено выступление В.М. Яковлева (Москва), в котором шла речь о так называемом манускрипте Войнича, точное происхождение и значение многих частей которого до сих пор неизвестно. Не исключено, что в “круговой схеме” манускрипта стоит искать отзвуки влияния И цзина. Р.М. Зиганьшин (ИВ РАН) поделился соображениями о понятиях слабости, мягкости и уступчивости в трактате Дао-дэ цзин. Сообщение О.А. Бонч-Осмоловской (СПб.ГУ), было посвящено особенностям цитирования Ши цзина в текстах конфуцианского Четверокнижия (Сы шу).
Многие докладчики выступили с докладами о проблемах средних веков. Е.А. Кий (Гос. Эрмитаж) говорил о текстах кисти корейского буддийского наставника и комментатора Вонхе (617-686). А.Д. Зельницкий (СПб.ГУ) выступил с сообщением об учрежденном в 741 г. Училища почитания сокровенного (Чун-сюань сюэ Ш^^), в котором будущие чиновники изучали древние даоские тексты; судя по всему, целью этого училища было не столько развитие даосизма, сколько создание на его базе новой государственной идеологии, имеющей не слишком много общего с даоской традицией как таковой. Н.В. Руденко (НГУ) посвятил доклад проблемам авторства известного комментария к конфуцианскому Четверокнижию (Сы шу пин, “Разбор Четверокнижия”); есть основание полагать, что он был написан не Ли Чжи (1527-1602), а иным автором, и приписан знаменитому философу, чтобы обеспечить комментарию успех у читателей.
А.С. Рысаков (ИВ РАН) рассмотрел ритуальные тексты в неоконфуцианской литературе.
В.В. Тишин (ИВ РАН) выступил с обзорным докладом об интерпретациях истории Тюркского каганата в китайской историографии. Д.В. Возчиков (УрФУ) проследил историю конструирования образа сунского сановника Вэнь Тяньсяна (1236-1283), который в памяти потомков прошел путь от сравнительно малоизвестного сунского лоялиста до национального героя всекитайского масштаба; храм Вэнь Тяньсяна Вэнь-чэньсян цы ^^ЙЙв Пекине сочетает в себе два разных аспекта его почитания - традиционный храмовый и современный музейно-мемориальный. Е.Ф. Баялиева (ИВ РАН) выступила с докладом о денежном обращении в империи Юань по данным интересного, но пока крайне мало изученного кодекса Чжи-чжэн тяогэ МШШШ (“Статьи о правилах, [составленные в годы правления под девизом] Чжи-чжэн”). Изготовление, распространение и утилизация бумажных денег были строго регламентированы как для центральных учреждений, так и для их местных отделений.
Ряд докладов касался истории и культуры нового времени, антропологии народов традиционного Китая. М.Е. Неглинская (ИВ РАН) говорила о некоторых сюжетах цинского искусства, в которых можно усмотреть параллели с популярным в Европе мотивом vanitas: связи западного и китайского искусства нового времени гораздо сильнее, чем принято думать. Н.К. Семенова (ИВ РАН) выступила с сообщением о народных объединениях в императорском Китае. Ю.Г. Лемешко (Ам.ГУ) сделала доклад о синкретическом культе Семи матушек- покровительниц, хорошо документированном в лубках няньхуа и по-прежнему популярном в южном Китае и особенно на Тайване. О.В. Дьякова (ИИАЭ ДВО РАН) выступила с сообщением о населении Приморья в XVI-XVII вв. Ю.А. Грачева (ИДВ РАН) говорила о практически неизвестной истории юньнаньского народа наси по данным китайских письменных источников и их собственных сказаний. Проблемам традиционного уклада в семье на фоне грандиозных изменений, которые пережил Китай в ХХ в., был посвящен доклад В.Ц. Головачева (ИВ РАН): он анализировал роман Юн Чжан “Дикие лебеди”. Связи современности со “старым Китаем” проследила и А.С. Трунова (ИВ РАН): в ее сообщении речь шла о влиянии на современную китайскую эссеистику классического романа “Сон в красном тереме”. Т.Б. Будаева (ИВ РАН) рассказала о куньшанской опере куньцюй ШШ - старейшей из дошедших до наших дней разновидностей китайской традиционной (пекинской) оперы, чьи истоки восходят к эпохе Юань.
Доклад В.А. Перминовой (ИВ РАН) был посвящен этапам политической интеграции японской колонии Тайваня в состав империи: правительство метрополии думало не только об экономической и военной эксплуатации острова, но и о поэтапном превращении его жителей в патриотов Японии, полноценных подданных императора - и во многом это у них получилось.
Традиционно большое внимание было уделено проблемам современного Китая, политике и экономике. В.Я. Портяков (ИДВ РАН) рассмотрел современные тенденции и перспективы китайской экономики, возможности трансформации модели экономического роста. Доклад Л.А. Афониной (ИДВ РАН) был посвящен основным этапам истории религиозной политики в КНР, прошедшей путь от попыток тотального запрета религиозных организаций к формированию собственных, китайских версий мировых религий. Ю.П. Помелова (ННГУ) выступила с докладом о национальной политике КНР и моделях интеграции национальных меньшинств в систему общегосударственной национальной идентичности. О.В. Зотов (ИВ РАН) рассказал о вызовах, которые несет КНР и всему центральноазиатскому региону наследие Восточно-Туркестанской республики 1944-1949 гг. Я.В. Лексютина (СПб.ГУ) осветила у политика китайского руководства в области регулирования Интернета: ни в одной стране мира количество интернет-пользователей не измеряется такими грандиозными числами и, кажется, нигде государством не выстроена столь сложная и разветвленная система по слежке и контролю в Сети; впрочем, ее эффективность не всеми оценивается высоко. М.А. Герман (Ур.ФУ) рассказала о подходах руководства КНР к обеспечению стабильности государства. Тема докладов А.И. Салицкого (ИМЭМО РАН) - экологические вызовы, которые стоят перед современным Китаем, Т.А. Тутновой (ИВ РАН) - о стратегиях развития китайской ядерной энергетики.
Многие докладчики отмечали место Китая в современной системе международных отношений. О.А. Тимофеев (АмГУ) говорил об экономике и геополитике в отношениях КНР и США, О.А. Бодровой (ННГУ) - о “гуманитарном усилении” КНР во внешней политике, И.В. Ульянова (УрФУ) - о важном инструменте внешней политики КНР - китайской диаспоре стран ЮгоВосточной Азии. Политике Китая в ЮВА был посвящен и доклад Д.В. Мосякова (ИВ РАН). Н.А. Замараева (ИВ РАН) выступила с докладом “Китай, Пакистан и процесс национального примирения в Афганистане”. М.А. Пахомова (ИВ РАН) рассказала об основных тенденциях в политике КНР в отношении государств арабского Востока в годы, когда у власти находился Ху Цзиньтао.
Значительная часть сообщений была посвящена проблемам русско-китайских отношений в исторической перспективе. И.П. Карезина (ИВ РАН) рассказала о дипломатических функциях, которые исполняла Русская духовная миссия в Пекине: с момента ее создания в начале XVIII в. и до появления в Китае дипломатических миссий в середине XIX в. Россия была единственной страной, имевшей в столице империи Цин постоянное представительство; впрочем, этим преимуществом Россия практически не пользовалась. Яркой иллюстрацией этой ситуации стало участие в Тяньцзиньских переговорах 1858 г. главы Миссии
Палладия Кафарова (1817-1878), чему было посвящено сообщение А.М. Куликова (ИВ РАН): вероятно, лучший на тот момент специалист по Китаю, которого в своем распоряжении имело российское правительство, был задействован в переговорах практически только как переводчик. О “неравноправных договорах”, которые Китай заключал с Россией и другими державами, говорила Я.Л. Салогуб (РГУ правосудия) - ее сообщение было посвящено договорам аренды части китайской территории, которые были популярным способом отторжения от Китая того или иного лакомого куска. Несмотря на название, Китай не получал с “арендаторов” никакой платы и даже не мог повлиять на переход арендованной земли от одной страны к другой.
В.В. Ларин (ИВ РАН) рассказал о состоянии малоизвестных памятников в Шахэ и Шэньяне, посвященных русским воинам, погибшим на китайской земле во время Русско-японской войны. С.Ф. Чепелев (ОмГУ) проанализировал основные этапы изменений правового статуса русских подданных в Китае, начиная с Кяхтинского договора 1721 г. и заканчивая строительством КВЖД и формированием системы полос отчуждения - территорий с особым правовым статусом. Е.Н. Наземцева (НИИВИ МО РФ) рассмотрела тяжелое положение русских эмигрантов в Китае в 1920-е гг., когда они оказались людьми без гражданства и прав, гарантированных им ранее заключенными российско-китайскими договорами. В отличие от Европы, в Китае русские эмигранты практически не могли рассчитывать на получение “нансеновских” паспортов и не ждали помощи от Лиги Наций; со второй половины 1920-х гг. они должны были принимать советское или китайское гражданство. К истории русской эмиграции Л.Р. Усманова (РГГУ), в ее докладе речь об отношениях Японской военной миссии в Маньчжурии с тюрко-татарской общиной. Л.П. Черникова (ИВ РАН) рассказала об украинских обществах и их роли в жизни русской эмиграции. С.В. Смирнов (УрФУ) рассказал о русских скаутских организациях в Китае.
В.Г. Дацышен (СибФУ) выступил с сообщением о пребывании в 1929 г. китайских военнопленных, захваченных во время конфликта на КВЖД, в лагере под Читой; архивные документы позволяют довольно подробно проследить быт китайских солдат, их социальное происхождение. Восприятие Китая в СССР - тема доклада М.А. Гулевой (СПб. гос. пед. ун-т), где были проанализированы касающиеся китайских событий карикатуры журнала “Крокодил”. О современных проблемах пиджина, на котором общаются русские и китайские торговцы в приграничной зоне, говорил Г.Б. Дудченко (Невский ун-т языка и культуры), А.Ф. Чернова (ННГУ) - о специальных экономических зонах как элементе партнерства России и Китая.
Ряд докладов был посвящен истории науки. И.А. Захаренко (МИИГАИК(У)) отметил о вкладе российских китаеведов в географическое изучение и картографирование Китая. В.М. Алпатов (ИЯ РАН) рассказал о неудачной, по его мнению, статье Н.И. Конрада “О китайском языке” и причинах этой неудачи. Т.И. Виноградова (БАН) выступила с докладом об истории разработки латинской письменности для китайского языка по данным картотеки акад. В.М. Алексеева.
С.В. Дмитриев (ИВ РАН) напомнил слушателям о жизненном пути Бидии Дандарона (19141974) - ученого-востоковеда и буддийского наставника, трижды осужденного за веру и погибшего в лагере в уже сравнительно мягкие брежневские времена. А.И. Кобзев (ИВ РАН) изложил суть о недавней синологической дискуссии, связанной с выходом II тома десятитомной “Истории Китая”[3].
Доклады читались при очевидном интересе публики, многие темы вызывали живой отклик слушателей и оживленную дискуссию, которую модераторам с большим сожалением приходилось пресекать, чтобы все докладчики имели время на выступление. В целом нет сомнений в том, что конференция “Общество и государство в Китае”, несмотря на солидный возраст, сохраняет свой вес и популярность среди широкого круга китаистов, в том числе и нового поколения.
[1] Общество и государство в Китае. Т. XLV. Ч. 1. Ученые записки Отдела Китая. Вып. 17. М.: ИВ РАН, 2015. 718 с. 45 п.л. К концу 2015 г. ожидается ч. 2, в которой также будут представлены некоторые статьи участников конференции, не вошедшие в первый том.
[2] Головачев В.Ц., Молодяков В.Э. Тайвань в эпоху японского правления: источники и исследования на русском языке. Аналитический обзор. М.: ИВ РАН, 2014. 120 с.; Каноны конфуцианства и школы имен: “Великое учение” (“Да-сюэ”) и “Мудрец Дэн Си” (“Дэн Си-цзы”) / Сост. и отв. ред. А.И. Кобзев. Кн. 1: “Да-сюэ” - “Великое учение” святомудрых для школяров, ученых и владык, или Судьба конфуцианского канона в Китае, на Западе и в России / Серия “Конфуцианский канон в русском переводе”. М.: ИВ РАН, 2014. 320 с. Кн. 2: Спирин В.С. “Дэн Си-цзы” как логико-гносеологическое произведение. Перевод и исследование М.: ИВ РАН, 2014. 328 с.; Кобзев А.И., Еремеев В.Е. Традиционная наука в Китае. Т. I. Методологические науки: протологика, нумерология и математика. Книга 1. Общие разделы. М.: МФТИ, 2014. 210 с.; Общество и государство в Китае. Т. XLIV. Ч. 2. Ученые записки Отдела Китая. Вып. 15. М.: ИВ РАН, 2014. 900 с.; Российское китаеведение - устная история. Сборник интервью с ведущими российскими китаеведами XX- XXI вв. / Под ред. В.Ц. Головачева. Т. 1. М.: ИВ РАН-Крафт+, 2014. 496 с.; Чудодеев Ю.В. Советский стажер в Китае. Дневниковые записи о стажировке в университете Фудань (Шанхай) в 1985-1986 гг. М.: ИВ РАН, 2014. 345 с.
[3] Подробно см.: Общество и государство в Китае. Т. XLIV. Ч. 2. Ученые записки Отдела Китая. Вып. 15. М.: ИВ РАН, 2014. С. 462-615.
Отчет опубликован: Дмитриев С.В. Общество и государство в Китае // ВОСТОК (ORIENS), 2016, № 3, с. 173-176.
Программа конференции «Общество и государство в Китае»
Календарь ИВ РАН
Декабрь 2024 | ||||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 1 |
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |