ИВ РАН

Новости ИВ РАН

14 октября 2016 года

Научный симпозиум на тему: «Юго-Восточная Азия в эпоху перемен: как могут сотрудничать Россия и Япония»

Научный симпозиум на тему: «Юго-Восточная Азия в эпоху перемен: как могут сотрудничать Россия и Япония» Научный симпозиум на тему: «Юго-Восточная Азия в эпоху перемен: как могут сотрудничать Россия и Япония»

 
Состоялся 14 октября 2016 г. в московском центре Карнеги

Это мероприятие было организовано московским центром Карнеги совместно с Институтом востоковедения РАН (Центр ЮВА, Австралии и Океании).

Перед участниками были поставлены следующие основные вопросы: Каковы стоящие перед АСЕАН вызовы? Насколько совпадают интересы России и Японии в этом регионе? Есть ли пространство для взаимодействия и сотрудничества между Токио и Москвой в Юго-Восточной Азии?

Относительно потенциала взаимодействия между Россией и Японией, в ходе дискуссии были отмечены следующие моменты:

- нельзя допустить превращения ЮВА в площадку противостояния США и Китая, в связи с этим важно, чтобы Россия и Япония вместе развивали сотрудничество в регионе как альтернативу нынешнему положению дел;

- важно продвигать вперед сотрудничество России и Японии для укрепления центрального положения АСЕАН в системе международных отношений в ЮВА;

- существует потенциал взаимодействия между Россией и Японией в отношении т.н. «нетрадиционных вызовов», таких как терроризм, пиратство, стихийные бедствия.

Выступившие на открытии конференции директор московского Центра Карнеги Д.В. Тренин и заведующий Центром ЮВА, Австралии и Океании ИВ РАН Мосяков Д.В. подчеркнули, что симпозиум посвящен региону, который сегодня показывает наиболее динамичное развитие. Как указал Д.В. Тренин, перемены в Восточной и Юго-Восточной Азии и происходящие там процессы носят даже более значительный характер с учетом на перспективу, чем даже события на Ближнем Востоке. Он также подчеркнул, что необходимо проанализировать, как новые отношения России с Японией могут повлиять на связи со странами ЮВА. Д.В. Мосяков отметил, что тема симпозиума очень актуальна, так как касается перемен в одном из ключевых регионов мира. На сегодняшний день совокупный ВВП блока АСЕАН, объединяющего десять стран Юго-Восточной Азии, приближается к $3 трлн, население – к 700 млн, а к 2050 году АСЕАН может стать четвертой экономикой мира. При этом перед Юго-Восточной Азией стоит ряд серьезных вызовов, в первую очередь проблема сохранения внутреннего единства в условиях обострения борьбы США и КНР за политическое доминирование в этом регионе мира. Россия и Япония, тесно связанные с этим регионом, внимательно следят за разворачивающимися процессами и их корреляцией с национальными интересами двух стран.

Выступившая первой Ирэн Чэнь - научный сотрудник Школы международных исследований им. С. Раджратнама (Сингапур) указала, что АСЕАН имеет геостратегическое расположение, которое охватывает самые оживленные морские и воздушные торговые пути в мире, и поэтому является объектом притяжения внешних сил и великих держав. Излишне говорить, что крупными державами, имеющими корыстные интересы в регионе, являются Китай и США. В связи с этим АСЕАН оказывается в сложном положении. С одной стороны, он стремится усилить экономическую интеграцию, но с другой - АСЕАН со всей очевидностью слабеет как из-за продолжающегося конфликта в Южно-Китайском море, так и из-за возрастающего политического и экономического соперничества великих держав.

Сингапурский исследователь отметила, что по её мнению, выгоды экономического роста в странах региона будут выступать сдерживающим фактором этой конкуренции, но проблема еще и в том, что кроме противоречий Китая и США, вполне очевидны противоречия Китая и Японии. Может быть, с точки зрения экономики это соперничество для стран АСЕАН и выгодно, но с точки зрения политики и безопасности оно также несет угрозу серьезной дестабилизации всего региона. Она особо подчеркнула, что страны ЮВА должны сами решать, что нужно региону и какие инициативы, и избегать излишней политизации в отношениях.

Выступивший вслед за сингапурским исследователем Акио Такахара — старший научный сотрудник Фонда Токио, профессор Токийского университета указал на то, что решающим, с его точки

зрения, фактором, влияющим на будущее региона, станет расклад сил в китайском руководстве между сторонниками, как он выразился, политики XXI века и сторонниками архаичных подходов века XX и XIX. Есть две группы в руководстве КНР, сказал он, - одна - это те, которые понимают, что на дворе XXI век и, соответственно, международные отношения должны соответствовать духу времени и те, кто мыслит реалиями века XIX и стремятся всюду установить китайское присутствие. Упор при этом делается как раз на Юго-Восточную Азию, так как этот регион Китай считал своим ещё в эпоху древности и средневековья. Политика Китая в ЮВА, по мнению докладчика, имеет свои специфические внутриполитические цели – она направлена на объединение народа под националистическими лозунгами и укрепление существующей власти. Как подчеркнул Акио Такахара, политика, копирующая образцы XX и XIX веков, иными словами, политика, опирающаяся на изменение статус-кво путем применения силы – непродуктивна, она рождает только новые противоречия и конфликты. Он выразил уверенность, что время работает на сторонников политики XXI века и кризис в отношениях с США и противоречия с Японией будут улажены на основе компромисса.

В выступлении Мосякова Д.В. – заведующего Центром Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании ИВ РАН, рассматривались наиболее актуальные проблемы, вынесенные на симпозиум. Он сказал, что от фундаментальной для блока АСЕАН идеи независимости региона, его освобождения от преобладающего влияния внешних сил к настоящему времени почти ничего не осталось. Речь сейчас идет не о вытеснении иностранного влияния и утверждения так любимого в этом блоке принципа «асеан сентралити» (т.е. центрального положения АСЕАН в системе международных отношений в Юго-Восточной Азии), а о выживании АСЕАН как целостной и сплоченной региональной организации в условиях, когда борьба двух великих держав - США и Китая за доминирование в Юго-Восточной, а шире - в Восточной Азии, становится все более жесткой и принципиальной.

Суть китайского подхода, указал он, состоит в том, что можно назвать «политикой кнута и пряника». С одной стороны, непрерывное военное давление, пример чему - появление китайских рыбаков под прикрытием военных судов в районах рифов Мисчиф (Филиппины), и сравнительно недавно - у островов Натуна (Индонезия), а также в зонах контроля со стороны Вьетнама. С другой - активное продвижение в сфере экономики, ядром которого стала реализация идеи зоны свободной торговли КАФТА (Китай-АСЕАН).

Что касается американцев, сказал докладчик, то они оказались явно не готовы к активности Китая. Они явно задержались со своим историческим поворотом в Азию и с формированием Транстихоокеанского партнерства. Более того, под влиянием призывов филиппинских политиков и многочисленных обращений сингапурских бизнесменов, в которых капитаны сингапурского бизнеса буквально умоляли США вернуться в регион в качестве полноценного игрока, в Вашингтоне возникло ощущение, что возвращения Америки в регионе ждут. Там решили что при наличии политической воли и не очень больших финансовых затрат, удастся создать из приграничных с Китаем стран АСЕАН, так называемый «санитарный кордон» на пути китайской экспансии. В теории, Филиппины, Вьетнам, Таиланд и Бирма должны были противостоять экспансии Китая, опираясь на поддержку США.

Сегодня, однако, складывается ощущение, что сами США оказались использованы странами АСЕАН для выстраивания своей системы контрбалансов. Ни о каком «санитарном кордоне» и речи нет, более того, если раньше можно было вполне четко определить американских союзников - Филиппины и Таиланд, а также Сингапур, то сегодня их просто нет. Есть страны АСЕАН настроенные на поиски баланса отношений с США и Китаем, и есть страны вроде Камбоджи, которая является, по сути, главным проводником китайских интересов внутри блока АСЕАН.

Американское военное присутствие в регионе растет, китайское тоже, с одной стороны - новые подводные лодки, с другой - непотопляемые острова-авианосцы. В такой ситуации, подчеркнул Д.В. Мосяков, и у Японии и у России складывается

совместная позиция, основанная на общем интересе в поддержании мира и стабильности, в оказании позитивного влияния на конфликтующие стороны. Этот общий интерес к миру и стабильности в регионе может стать важным импульсом в сближении двух государств.

Выступивший в начале второй сессии симпозиума Нобухиро Аидзава — доцент Университета Кюсю отметил, что ЮВА становится «полем битвы» между США и Китаем и с этим необходимо бороться, пытаться предложить какую-то альтернативу. Страны ЮВА не желают быть полем боя. В дипломатии, подчеркнул он, необходимо избегать «кнута». У Японии нет «кнута» за спиной, а много «пряников», другими словами у Японии есть, что предложить странам региона на взаимовыгодной основе. Япония тесно интегрирована в экономику ЮВА, и потому исходит из идеи обоюдной выгоды, согласно которой экономическое развитие ЮВА приносит пользу не только самому региону, но и Японии. По мнению докладчика, у Японии есть богатый опыт взаимодействия со странами ЮВА. Япония опирается на концепцию «освоение» (development), и сохраняет позицию «открытости» (openness) при содействии ЮВА через частные инвестиции. Г-н Аиздава подчеркнул, что подобный японский опыт может пригодиться и России в её отношениях со странами ЮВА.

Докладчик призвал развивать сотрудничество России и Японии в регионе ЮВА в борьбе против терроризма, а также преступности и наркомафии, которая очень активна в ряде стран региона. Он указал и на большие перспективы взаимного сотрудничества в так называемых «нетрадиционных сферах», совместных усилий в сохранении природных балансов в условиях глобального потепления, противостояния экологическим угрозам.

В докладе Е.В. Колдуновой — заместителя декана факультета политологии МГИМО (У) было указано, что АСЕАН в своей политике стремится к достижению нескольких ключевых целей. Первая - это сохранение многополярности региона с тем, чтобы иметь возможность строить свою политику балансируя между

интересами внешних для региона держав. Вторая - блок стремится сохранить свою внутреннюю консолидацию и единство, не допустить распада на проамериканскую и прокитайскую части. Третья цель состоит в том, чтобы выйти за рамки зоны свободной торговли Китай-АСЕАН и перейти к другой расширенной зоне свободной торговли, где ее партнерами стал бы не только Китай, но и другие страны и, в частности, Россия и Япония.

Она также указала, что в современных обстоятельствах Россия и Япония должны быть заинтересованы в том, чтобы действовать в единстве для консолидации АСЕАН, содействовать тому, чтобы АСЕАН сохранил и свою определяющую позицию в международных отношениях в этом регионе. Общая позиция двух стран в этих вопросах позволит АСЕАН сохранить себя в качестве самостоятельного игрока в большой региональной политической игре.

В докладе Д.В. Тренина указывалось на опасность китайско-американского противостояния и на угрозы, которое несет это противостояние стабильности и процветанию стран региона. Он также указал на важность взаимодействия Японии и России, которые могут стать ядром для всех тех сил, которые заинтересованы в сохранении мира и стабильности в регионе.

Е.А. Канаев — профессор, НИУ «Высшая школа экономики», в своем выступлении указал, что конечная цель китайских усилий в ЮВА - выстраивание системы общей региональной безопасности, которая была бы «завязана» на Пекин. Цель эта по определению труднодостижимая. В то же время очевидно, отметил выступающий, что угроза для спокойствия в регионе заключается в том, что стремление Китая добиться своей цели будет приводить всё к новым и новым конфликтом. Е.А. Канаев не согласился с утверждениями некоторых выступающих относительно больших возможностей в сотрудничестве России и Японии в ЮВА. Он указал, что придерживается пессимистической позиции в отношении этого вопроса, так как Япония в значительной степени выступает как союзник США, а Россия в большей степени сотрудничает с Китаем. Поэтому, по его мнению, эффективное

сотрудничество России и Японии в ЮВА в современных условиях маловероятно. Кроме того и в отношениях с АСЕАН у России и Японии совершенно разный статус. Япония - один из главных торговых партнеров блока, Россия же - нет, Япония - один из главных инвесторов в ЮВА, а Россия - нет. Он особо подчеркнул, что в поиске общей платформы сотрудничества следует выйти за нынешний формат и искать более глобальные интересы для развития взаимного сотрудничества.

В прошедшей после доклада дискуссии, преобладало, однако, противоположное мнение, о том, что разность потенциалов двух стран не мешает поискам взаимной платформы для совместных действий. Более того указывалось, что Япония может больше способствовать решению экономических вопросов, а Россия вопросов безопасности. Вместе они могут действовать в своих общих интересах, основанных на том, чтобы сохранить существующий статус-кво в регионе, стабильность и процветание расположенных в нем стран. Также было отмечено, что в борьбе с терроризмом, пиратством и наркотрафиком, в противостоянии «нетрадиционным угрозам» позиции России и Японии почти полностью совпадают. Сотрудничество в этих сферах, а также в вопросах экологии моря, сохранения природного разнообразия в Индокитае и на островах, может быть организовано в достаточно быстрые сроки. Все возможности для этого и у Японии и у России есть.

Д.В.Мосяков

Курсы восточных языков ИВ РАН