ИВ РАН

Сотрудники Института востоковедения РАН

Шукуров
Шариф Мухамедович

доктор искусствоведения

Институт востоковедения РАН » Отдел сравнительного культуроведения » главный научный сотрудник

Преподавание

РАНХиГС, профессор.

Чтение лекций и ведение семинаров


Публикации

Монографии:

1."Шах-наме" Фирдоуси и ранняя иллюстративная традиция. Текст и иллюстрация в системе иранской культуры XI-XIV вв., М., Главная редакция восточной литературы, 1983 (173 стр.) (12 а.л.)

2.Искусство средневекового Ирана. Формирование принципов изобразительности, М., Главная редакция восточной литературы, 1989 (246 стр.) (17а.л.)

3.Peuples d'Asie Centrale, Paris, Syros, 1994 (совместно с Р.М. Шукуровым), (209 стр.),(12а.л.)

4.Центральная Азия (опыт истории духа), М., Панорама, 1996, (совместно с Р.М. Шукуровым), (расширенный и переработанный вариант французского издания), (160 стр.) (13а.л.)

5.Искусство и тайна, М., Алетейа, 1999 (248 стр) (17а.л.)

6.Центральная Азия. Опыт истории духа, М. Центр стратегического планирования Оренбургской области,2001 (совместно с Р.М. Шукуровым), (расширенный и значительно переработанный вариант первого русского издания), (254 стр.), (15а.л.).
Интернет-версия книги «Центральная Азия. Опыт...». Центр стратегической конъюнктуры. (http://conjuncture.ru/book_shukurovs_2001/)

7.Образ Храма. ImagoTempli. Основания теменологии и храмового сознания, М., Прогресс-Традиция, 2002, (488 стр.) (37а.л.)

8.Образ человека в искусстве Ислама, М., УРСС, 2004 (10а.л.) и в 2010 г. (158 стр.)

9.Смысл, форма, образ. Алма-Ата, Дайк-Пресс,2008 (497 стр.) (36а.л.)

10.Asiya-i Markazi. Daromade dar ruhiyat-i mardum, Tehran, Издательство дипломатического центра, 2008 (совместно с Р.М. Шукуровым) (245 стр.) (15а.л.)

11.Раздел коллективной монографии «История России XX век». Издательство «Астрель», т. 1-2, 2009 (2а.л.).

12.Архитектура современной мечети. Истоки. Прогресс-Традиция. 2014 (15,5 а.л.).

13.Хорасан. Территория искусства. Прогресс-Традиция, М., 1916 (30 а.л.). 

14.Портрет при переходе от мыслимого к осмысленному // Запада в культурах Востока: контакты и конфликты. Том 1. От Африки до Индии. Коллективная монография. / отв.ред. Ю.В. Любимов; Ин-т востоковедения РАН. – М.: ИВРАН, 2019, с. 222-238. ISBN 978-5-89282-929-8 гл 13.

15.ИДЕЯ ИРАНА. Толкование к истории искусства и архитектуры. (в печати).

Статьи:

1.Архитектурная ткань и архитектура современной мечети // Иран-наме, № 2, Алма-Ата, 2011 (2а.л.)

2.Луис Кан. Метафизика сходства // Искусствознание, 1-2, 2011 (2а.л.)

3.История искусствакак теория искусства. Бехзад и визуальная антропология Ирана // Искусствознание, 1-2, 2011 (1,5а.л.).

4.Предисловие к книге - А.Ю. Казарян, Церковная архитектура стран Закавказья VII века. Формирование и развитие традиции, М., 2011 (0,5а.л.)

5.Чесальщик тайны // Иран-наме, № 3, Алма-Ата, 2011 (0,5а.л.)

6.Незримость вещи. Этимология языково-архитектурной вещи //Inter Esse. Журнал ученых и философов,осень-зима, 2011 (1а.л.).

7.АнтропологическоеСобытие Энди Уорхола: “I wanttobe a machine” // InterEsse. Журнал ученых и философов, осень-зима, 2011 (0,5а.л.).

8.Вещь и слово // Inter Esse. Журнал ученых и философов, осень-зима, 2011 (1а.л.).

9.Освоение мысли // предисловие к книге: И.Ф. Муриан, На перекрестке культур. М., 2011 (0,5а.л.).

10.От иконографии архитектуры к порождающей архитектурной форме // Архитектура в социальном пространстве. М., 2012 (1а.л.)

11.Иконография высоты и шатровые купола Ирана, Армении, России // Армения-Россия. Диалог в пространстве художественной культуры. М., 2012 (2,5а.л.).

12.Глубина другого пространства в персидской поэзии // Иран-наме. № 3, Алма-Ата,2012 (1а.л.).

13.Проблема архитектурной ткани в контексте традиции и новаторства // Искусствознание, 1-2, 2012 (1,5а.л.).

14.Сила памяти и феноменология восприятия архитектуры Великого Хорасана и Ирана // Сохранность и сакральность. Отв. ред и состав. Е.А. Сердюк. Государственный институт искусствознания, М., 2012(1а.л.).

15.Идея ирано-армянской архитектурной общности // Научный сборник памяти С.О. Хан-Магомедова. М., 2012 (0,8а.л.) (совместно с А.Ю.Казаряном).

16.От иконографии архитектуры к порождающей архитектурной форме // Архитектура и социальный мир. Прогресс-Традиция, М., 2012 (1а.л.).

17.Гунбад-е Кабус. Иконография высоты и шатровые купола Ирана // Сравнительное культурология: в поисках точки отсчета. Научные сообщения Отдела сравнительного культуроведения Института востоковедения РАН. М., 2013 (1,5а.л.).

18.Острота пространственного видения (к теории видения при Саманидах) // Сравнительное культурология: в поисках точки отсчета. Научные сообщения Отдела сравнительного культуроведения Института востоковедения РАН. М., 2013 (1а.л.).

19.Два экскурса в область проблемы восприятия искусства и архитектуры Ирана // Историческая психология и социология истории. Т. 6, номер 1, 2013 (1а.л.). 

20.Письмо и орнамент. Мнемоническая трансформация и принцип отношения к этноцентричной памяти // Образ и символ в иудейской, христианской и мусульманской традиции. Индрик, М., 1915.

21.Один в поле воин. Устод Сафар Абдулло. И вновь о таджиках // Нигох, № 45 (427). Душанбе, 2 февраля, 2015.

22.Мавзолей Саманидов. Когнитивная структура // журнал «Иран-наме», 1, 2015 (1а.л.)

23.Интервью для журнала Esquire по поводу строительства новых по форме мечетей, октябрь 2015 г.

24.А.Ю. Казарян, Ш. М. Шукуров, Идея ирано-армянской архитектурной общности //Хан-Магомедовские чтения : [материалы международной научной конференции, 18–20 января 2012 г. / Филиал ФГБУ «ЦНИИП Минстроя России» НИИТИАГ; сост.: Ю. П. Волчок, А. Н. Селиванова ; отв. ред.: И. А. Бондаренко]. — Москва ; Санкт-Петербург : Коло, 2015. 

25.Время и движение у Авиценны // Посредник. Массмедиа, общество, культура. М., 1916 (1 а.л.).

26.Видеть – понимать. Олицетворения Дада // Посредник. Массмедиа, общество, культура. М., 1916 (1 а.л.). 

27.Введение в историю искусства Ирана. Эпоха Саманидов // Фирдоуси и развитие национального эпоса народов Ирана и Центральной Азии. Материалы международной конференции(г. Алматы. 13-14 мая 2008 г.). Алматы, 2016.

28.Один в поле воин. Устад Сафар Абдулло. И вновь о таджиках (переиздание) // Человек миссии. Юбилейный сборник. Издательскийдом «Библиотека Олжаса», Алматы, 2016.

29.Мавзолей Саманидов // Человек миссии. Юбилейный сборник. Издательский дом «Библиотека Олжаса», Алматы, 2016.

30.Введение в историю искусства Ирана. Эпоха Саманидов (переиздание) // Фирдоуси и развитие национального эпоса народов Ирана и Центральной Азии. Издательский дом «Библиотека Олжаса», Алматы, 2016.

31.Трансформативная сила храмового сознания // Современное искусство Востока. Сборник материалов международной научной конференции / Ред-сост. Д. Н. Воробьева - М.: Московский музей современного искусства, Государственный институт искусствознания, 2017.

32.Завершение Kunstgeschichte? Внутренняя организация храмовой топики индоиранского региона //ПРОГРАММА И ТЕЗИСЫ ДОКЛАДОВ КОНФЕРЕНЦИИ ВОПРОСЫ ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ АРХИТЕКТУРЫ // Научный совет по историко-теоретическим проблемам искусствознания Отделения историко-филологических наук Российской академии наук. Российская академия архитектуры и строительных наук. Научно-исследовательский институт теории и истории
архитектуры и градостроительства. Государственный институт искусствознания Министерства культуры РФ. 2017

33.Время и движение у Авиценны // Антропограммы. Опыт самокритики с приложениемдискуссии.Вып. 8, (1/2017). М., 2017 (новое, дополненное издание).

34.Видеть – понимать. Олицетворения Дада // Антропограммы. Опыт самокритики с приложениемдискуссии. М., 2017 (новое, дополненное издание).

35.Взгляд изнутри. Конструктивное и концептуальное измерения архитектуры в иранской миниатюре // ВОПРОСЫ ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ АРХИТЕКТУРЫ 2018.

36.Специфика взгляда. О трансвременном культуртрегерстве. / Труды Института востоковедения РАН. Вып. 9. Национальная культура в транснациональном пространстве. Отв. редактор Ю.В.Любимов. М.: ИВ РАН, 2018. Сс. 151-157.

37.Этос и патос: пред-дадаистский визуальный концепт в русском футуризме. Практика раскрашивания .лиц // Русское искусство I. Норма и разрыв / науч.ред. В.В.Седов, сост. А.П.Салиенко (Труды исторического ф-та МГУ. Вып. 146. Сер. II: Исторические исследования, 88). СПб.: Алетейа, 2019. С. 109–116. 

38.Совершенный Человек, от метаантропологии до homosocialis // ЭНОЖ История, при институте истории РАН. Социальное и визуальное в истории. 4 (78), 2019, с. 232-247.

39.О чем свидетельствует точка. Концептуальные основания искусства и архитектуры Ирана // Искусствознание. Журнал по теории и истории искусства. 2 (июнь), 2019, с. 44-59.

40.О специфике памяти Каджаров. Подходы к пониманию поздней иранской архитектуры // Вопросы всеобщей истории архитектуры. По материалам научной конференции 10–11 июня 2019 года. М., 2019.

41.Метатекст и диаграмматология: характер визуальной силы книжной иллюстрации // Художественная культура: ХК-3: том 2, 2019.

42.Язык и письменность: разрыв традиций // Весь мир это тело, Иран - сердце. ServicePress, Алма-Аты, 2019, сс. 10-25.

Главный редактор (в том числе серийных изданий):

1.Совершенный Человек: теология и философия образа, М., Валент, 1996 (составитель, ответственный редактор).(38)

2.Ш. Шукуров, Искусство и тайна, М., 1998 (20).

3.Чужое: опыты преодоления. Очерки из истории культуры Средиземноморья, М., 1999 (редактор и составитель Р.М. Шукуров)

4.П.А. Куценков, Начало, М., 2002.

5.Ш.М. Шукуров, Образ Храма, М., 2002 (37)

6.Храм земной и небесный. 1 том, М., Прогресс-Традиция. 2004 (составитель, ответственный редактор) (590 стр.).

7.Храм земной и небесный. 2 том, М., Прогресс-Традиция.2009 (составитель, ответственный редактор) (608 стр.)

8.Inter Esse. Журнал ученых и философов,осень-зима, 2011 (составитель и отв. редактор)(12)

9.С.С. Ванеян, Пустующий трон. Критическое искусствознание Ханса Зедльмайра, М., 2004.

10.Г.В. Вдовин, Персона, индивидуальность, личность. Опыт самопознания в искусстве русского портрета XVIII века, М., 2005.

11.П.А. Куценков, Психология первобытного и традиционного искусства, М., Прогресс-Традиция, 2007.

12.Ш.М. Шукуров, Хорасан. Территория искусства. Прогресс-Традиция, 2016 (30 а.л.).

13.Г.В. Вдовин, Заслужить лицо. Этюды о русской живописи XVIIIвека. Прогресс-Традиция, 2017