Статьи сотрудников ИВ РАН
БОГ ВЕЛИКИЙ (ntr aA) И БОГ ПРЕКРАСНЫЙ (ntr nfr) — ДВА ОБРАЗА БОЖЕСТВЕННОЙ СУЩНОСТИ ЕГИПЕТСКОГО ЦАРЯ.
Зубова Ольга ИгоревнаВестник ИВ РАН '2019, №4, с.46-58
Статья посвящена исследованию божественной природы царей Египта эпохи Древнего царства (IV–VI династии, сер. III тыс. до н. э.), которая выражалась в понятиях Бог Великий (nTr aA) и Бог Прекрасный (nTr nfr). Эти эпитеты рассматриваются главным образом в текстах тех памятников, где они употреблены вместе и связаны с именем царя. Особый акцент делается на их смысловой связи в надписях, которые сопровождают изобразительные ритуальные композиции синайских рельефов из Вади Магара царей Ниусерра (Sinai 10) и Пепи I (Sinai 16). Изучение этих памятников включается в контекст других изобразительных и письменных источников, прежде всего — «Текстов пирамид». Такой методологический подход позволил сделать вывод о том, что эпитеты nTr aA и nTr nfr входят в категорию понятий качественного состояния, не являются антитезой и дополняют друг друга, когда они встречаются на одном и том же царском памятнике. Фраза nTr aA подчеркивает особую силу личности царя в его качестве ритуального бога в функции Хора-воителя, держателя мирового порядка — Маат. Эпитет nTr nfr, часто сопровождающий в рассматриваемый период имя здравствующего фараона, относится к эпифаническому, совершенному его образу как воплощению Хора на земле. Эти эпитеты, как и ряд других имен и титулов царя, в том числе «сын Ра», отражают не столько иерархическую последовательность, сколько выявляют представления о собирательном образе сакральной сущности царя с акцентом на ее разных аспектах в традиционной для Египта мифоритуальной системе.
Календарь ИВ РАН
Сентябрь 2024 | ||||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 1 |
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |