Статьи сотрудников ИВ РАН
Аланская епархия Константинопольского патриархата
Виноградов Андрей Юрьевич
Архиепископия, а затем митрополия Константинопольского патриархата. Алания и Росия (Русь) были в средневизантийский период единственными епархиями Константинопольского патриархата, находившимися за пределами Византийской империи.
В 1162 и 1166 гг. византийский канонист Иоанн Зонара обосновывал это тем, что аланы примыкают к подчиненному ему Понтийскому диоцезу, тогда как Феодор Вальсамон через 10 лет уже причислял их к этому диоцезу.
После работы монахов-миссионеров во главе с Евфимием в феврале 914 г. в Аланию был отправлен ее первый иерарх — архиепископ Петр. Таким образом, Алания получила статус автокефальной архиепископии, подчинявшейся напрямую Константинопольскому патриарху и не имевшей подчиненных епископий. Архиепископ Петр прибыл в Аланию через Абхазию, где получил помощь от местного царя Константина III (а позднее — от его сына Георгия ΙΙ), который поспособствовал также крещения правителя алан. На месте Петр столкнулся в Алании как с бытовыми, так и с каноническими проблемами, например, с многоженством алан. В ответ на его жалобы Константинопольский патриарх Николай Мистик прислал ему между 922 и 925 г. на помощь первого крестителя алан — игумена Евфимия, однако между ними возник конфликт, в котором патриарх стал на сторону своего приближенного Евфимия. В 910–920-х гг. центр Аланской архиепископии, возможно, находился на Ильичевском городище (Отрадненский район Краснодарского края), где были построены две базилики, в т.ч. с изолированными нефами, находящими прямые аналогии в зодчестве Абхазии Х в.
В 932 г. или вскоре после этого аланы, начав по инициативе Византии войну против хазар и потерпев поражение, вынуждены были изгнать византийского иерарха и священников. Возвращение к союзу с империей и рехристианизация Алании произошли ок. 950 г., вероятно, в рамках политики Константина VII Багрянородного. Возможно, именно в это время в Аланию прибывает известный нам по своей печати митрополит Игнатий. Статус Аланской церкви был поднят до титулярной (не имеющей подчиненных епископий) митрополии, которой она оставалась до самого конца своего существования, а статус правителя Алании — до уникального титула эксусиократора. 2 апреля 965 г. митрополит Алании Феодор, в присутствии посланника императора Никифора II Фоки, освятил Сентинский храм, посвященный Богородице и построенный эксусиократором Давидом и его супругой Марией. Центр митрополии переносится на Нижнеархызское городище (возможно, также называлось Аланией), где возводятся три купольных храма: Средний — кафедральный (мастерами из Центральной Анатолии), монастырский — Северный (абхазскими зодчими) и, вероятно, домовый, — Южный.
C XI в. Алания появляется в Notitia epicopatuum Константинопольской Церкви (начиная с Notitia 11). Вплоть до конца XIV в. она занимает не слишком высокое место на границе второй и третьей трети митрополий, сразу после митрополии Росии, которая была учреждена позднее (не ранее середины 990-х гг.). Клирики Аланской митрополии активно взаимодействовали с Константинополем. В 997/8 г. патриарх Сисиний II обязал ставропигиальный монастырь св. Епифания в понтийском Керасунте снабжать митрополита Алании Николая вином (12 мер), сыром (24 литры) и хлебом во время его морских путешествий, но при этом освободил ее от его постоя и от снабжения его посланников. После смерти Николая клирики Аланской митрополии получили аудиенцию у императора Василию II во время его возвращения из кавказского похода в 1021 г., ложно представив ему ситуацию и, как наследники Николая, незаконно получив патриаршую грамоту с правом полного владения монастырем. Однако Николай, судья фемы Халдия, провел расследование и сообщил о нем Василию II, который в мае 1024 г. отменил решение в пользу аланских клириков и вернул в действие грамоту Сисиния. Возможно, непосредственным преемником Николая был Климент, подписавшийся в 1032 г. под актами Константинопольского собора: его имя стоит предпоследним среди митрополитов. Преемником Климента был Евстратий, «монах и митрополит Алании», чья печать датируется серединой столетия. В XI в. византийскими мастерами были полностью расписаны Сентинский, Средний и Северный Зеленчукский храмы.
В XII в., в связи с начавшейся децентрализацией Алании, Аланская митрополия начинает испытывать проблемы. Видимо, в этой связи при патриархе Николае III Грамматике (1084–1111), охотно объединявший кафедры, и митрополите Иоанне Монастириоте, не позднее 1105 г., к ней было присоединено архиепископство Сотириополя (Сотирополя; совр. Борчка в Турции). При этом именно «Алании был отдан Сотириополь», а не наоборот, и свидетельств о реальном переселении Аланского митрополита в Понт для XII в. нет. Все остальные упоминания о митрополитах Алании в XII в. связаны с их пребыванием на соборах в Константинополе. Не названный по имени митрополит участвовал в осуждении двух неканонично поставленных епископов в 1146 г. Еще один митрополит присутствовал 19 ноября 1169 г. на соборе, обсуждавшем вопрос дарения монастыря; вероятно, он идентичен митрополиту Георгию, который через год, в ноябре 1170 г., присутствовал на синоде, запретившим епископам рукополагать пришедших из другой епархии. Возможно, его же византийский канонист Феодор Вальсамон в 1170-е гг. спрашивал, оставляют ли его пресвитеры своих жен после рукоположения, как некоторые священники в «варварских землях», но тот ответил отрицательно.
Падение Константинополя в 1204 г. прервало связь Константинопольского патриархата с Аланией на два десятилетия. Митрополит Феодор, прибыв в Аланию в 1223 г., обнаружил, что некий лаз-лжеепископ рукополагал там священников за мзду: вероятно, некий трапезунтец занял соединенную с Аланией Сотириопольскую кафедру, находившуюся во владениях Великих Комнинов. В свою очередь, сам Феодор пытался окормлять полуязычников-алан вокруг Херсона, но наткнулся на сопротивление местного митрополита. Другой Аланский митрополит в 1276 г. собирался посетить этих севернопричерноморских алан. Кавказских же алан Феодор называет в своем исполненном риторики отчете «христианами только по имени». О том же говорит и Гийом де Рубрук, посетивший Северный Кавказ в 1253–1254 гг. В это время среди алан, как кавказских, так и степных, действовали также и католические миссионеры. После середины XIII в. мы встречаем Аланских митрополитов исключительно за пределами самой Алании, которая, очевидно, перестала быть их резиденцией. В 1272 г. анонимный Аланский митрополит подписал письмо папе Григорию Х об унии и в 1274 г. – саму унию, а в 1285 г. митрополит Никита участвовал в осуждении Векка – всё в Константинополе.
В XIV в. Аланская митрополия испытывает новые сложности. В 1317 г. от нее было отделено архиепископство/митрополия Кавкасии (локализация неизвестна), снова слитое с Аланией между 1347 и 1364 гг. Дважды от Алании ненадолго отделялась Сотириопольская епархия (в 1344–1347 и 1360–1364 гг.), превращенная из архиепископии в митрополию. Возможно, именно поэтому под актами Константинопольского собора 1347 г. стоит подпись «митрополита всей Алании» Лаврентия, жаловавшегося, что без Сотириополя Аланская епархия оказывается лишена кафедрального города, так как сами аланы — народ пастушеский. Из дела 1350–1365 гг. Аланского митрополита-трапезунтца Симеона, низложенного за канонические преступления (притеснение клириков Таны и закрытие их церквей, поставление женатого священника в епископы, к тому же, на не подчинявшуюся Симеону Кавкасийскую кафедру и др.), известно, что он проживал в основном в Тане на Нижнем Дону, получал ярлык от хана в Орде и поставлял епископа в Сарай и что Аланская митрополия, кроме земель «вокруг Алании, Кавкасии и Ахохии» (локализация неизвестна), владела церквями Богородицы Утешения (Παραμυθίας) в Трапезунте и Богородицы Афиниотиссы в Сотириополе, а также деревнями в Понте.
В конце XIV – середине XV вв. аланские иерархи оказываются связаны уже с Трапезунтом. В 1391 г. Феодор Панарет, великий иконом Трапезунтской Церкви, был назначен патриаршим экзархом, в т.ч. в Аланию и Сотириополь. В 1400–1402 гг., когда патриарх Матфей I передал в Трапезунт право хиротонии Аланского митрополита, Мануил III Великий Комнин дважды предлагал патриарху деньги за поставление нужного ему трапезунтского кандидата. Аланский митрополит Мелетий умер в 1447 г. в трапезунтском монастыре св. Саввы, а акт 1451 г. указывает, что митрополит Алании пребывал именно в этом городе.
После падения Константинополя в 1453 г. и Трапезунта в 1461 г. Аланская митрополия приходит в полный упадок и существует лишь номинально. Последний ее митрополит упоминается в 1591 г. По всей видимости, к Аланской митрополии должны были принадлежать в XV–XVI вв. и христианизированные черкесы и кабардинцы, сохранявшие остатки христианских верований и использовавшие греческое письмо вплоть до конца XVIII в.
Литература
- Белецкий Д. В., Виноградов А. Ю. Нижний Архыз и Сенты – древнейшие храмы России. Проблемы христианского искусства Алании и Северо-Западного Кавказа. М., 2011. 392 с.
- Белецкий Д. В., Виноградов А. Ю. 2021. История и искусство христианской Алании. 2-е издание, исправленное. М. 440 с.
- Виноградов А.Ю. Очерк истории аланского христианства в X–XII вв. // ΚΑΝΙΣΚΙΟΝ. Юбилейный сборник в честь 60-летия профессора Игоря Сереевича Чичурова. М., 2006. С. 102–155.
- Виноградов А. Ю. Византийская политика в Восточном Причерноморье: (2-я пол. VII – 1-я пол. X в.) // Древности Западного Кавказа. Вып. 1. Краснодар, 2013. С. 156–176.
- Виноградов А. Ю., Гугушвили Ш. Очерк истории Абхазского католикосата. Часть 1. VIII–X вв. // Богословские труды. № 46. М., 2015. С. 77–116.
- Кузнецов В. А. Зодчество феодальной Алании. Орджоникидзе, 1977. 176 с.
- Кузнецов В. А. Христианство на Северном Кавказе до XV века. Владикавказ, 2002. 159 с.
- Кузнецов В. А. Нижний Архыз и раннее православие. Аланская епархия в X–XII веках. Пятигорск, 2017. 320 с.
- Кузнецов В. А. Кавказская Алания. Запад–Восток. Историко-археологические очерки. Пятигорск, 2019. 208 с.
- Перфильева Л. А. Аланская епархия // Православная энциклопедия. Том I. М., 2008. С. 440–444.
- Пинкин А. Н., Савенко С. Н. Архыз – древний центр христианства. Ставрополь, 2009. 64 с.
- Пищулина В.В. Христианское храмовое зодчество Северного Кавказа периода средневековья. Ростов-на-Дону, 2006. 176 с.
Календарь ИВ РАН
Октябрь 2024 | ||||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
30 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
28 | 29 | 30 | 31 | 1 | 2 | 3 |