Саньфоци: Шривиджая или Ангкор? (О концепции Лиама Келли)
Захаров Антон ОлеговичОбъем издания: 236-256
DOI: 10.31696/2072-8271-2023-3-2-59-236-256
Для цитирования: Захаров А.О. Саньфоци: Шривиджая или Ангкор? (О концепции Лиама Келли) // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития, 2023, Том 3, № 2 (59). С. 236–256. DOI: 10.31696/2072-8271-2023-3-2-59-236-256
Традиционное представление о многовековой островной империи Шривиджая с центром в Палембанге на Суматре в VII–XI в. и в Джамби в конце XI – XIII вв. давно подвергалось критике. Предложенное Лиамом Келли отождествление Саньфоци 三佛斉 – предполагаемого обозначения Шривиджаи в китайских источниках с времен империи Сун – с Ангкорской империей в корне подрывает сложившуюся карту средневековой Юго-Восточной Азией. В данной статье излагаются основные аргументы Лиама Келли и предлагается их анализ на основе свидетельств китайских источников, надписей Явы, Суматры и острова Банка, а также археологических материалов. Аргументация Л. Келли позволяет считать топонимы Саньфоци и Цзюган/Старая гавань 舊港 относящимися к разным политическим образованиям. Но Л. Келли не удается опровергнуть связь Саньфоци и Цзюган с Палембангом, реконструированную по сообщениям китайских авторов XV в. Ма Хуаня и Фэй Синя, а также «карте Мао Кунь». Столь же натянутым представляется и отказ от отождествления Шэпо 闍婆 с Чжаова/Явой 爪哇: Шэпо даже у Л. Келли служило для передачи слова java/yava, а именно yava/yavadvīpa встречается в надписях правителей яванских царств Матарам и Сингасари – Санджаи и Кертанагары соответственно, последний из которых правил Чжаова согласно китайским источникам. Однозначных аргументов в пользу отождествления Ангкорской империи с Саньфоци нет.
Ключевые слова: Саньфоци, Шривиджая, Ангкор, историческая география, китайские источники, Суматра, Палембанг, Ява, долина Меконга.