Из мусульманских хроник в национальную историографию? (к постановке проблемы)
Бобровников Владимир Олегович, Васильев Александр Дмитриевич, Ахмадуллин Салават Зямилович, Шихалиев Шамиль ШихалиевичОриенталистика '2023, №3-4, с.548-567
DOI: 10.31696/2618-7043-2023-6-3-4-548-567
Проблематика формирования национальной мусульманской историографии недостаточно изучена в контексте межимперских трансферов знания в эпоху создания на обломках колониальных империй национальных республик. Между тем, она выходит на ключевые для историков сегодня сюжеты империи и нациестроительства, гибридизации мусульманской историографии, субъективности исторического знания. На материалах исторических сочинений российских и османо-турецких улемов Али Каяева (ал-Гумуки, 1878–1943), Джамалуддина Карабудахкентского (ал-Гарабудаги, 1858–1947), Мурада Рамзи (1854–1934) и Юсуфа Акчуры (1876–1935) авторы статьи проследили, как складывались и менялись модерные исторические нарративы бывших мусульманских окраин Российской и Османской империй, в чем их сходства и различия, каков вклад реформаторов-джадидов, к которым из этих четырех историков с несомненностью относят Каяева и Акчуру, в становление национальных историографий Кавказа, Поволжья и бывшей Османской империи, включая популяризацию национальной истории в мусульманской периодике.