Статьи сотрудников ИВ РАН
Зарубежная историография о джадидизме
Шихалиев Шамиль Шихалиевич, Амир Рамазанович НаврузовОриенталистика '2024, №1, с.9-26
DOI: https://doi.org/10.31696/2618-7043-2024-7-1-09-26
Зарубежными учеными написано немало работ, посвященных истории реформаторства в мусульманских регионах Российской империи. Разные методы и подходы, работа с разными источниками определило и разные оценки этому движению. Здесь сложилось два направления: советологическое и ревизионистское. Они определили в исследованиях джадидизма определенную тематику: империя и мусульманское сопротивление, национализм, исламский дискурс, новометодная школа и сети знания, колониализм и модернизация. Согласно мнению зарубежных исследователей, было много
разновидностей джадидизма в Российской империи, каждый со своими проблемами и спецификой. На самом деле, разные движущие силы, разное политическое и экономическое развитие регионов, равно как и разные степени влияния тех или иных идей объясняют специфичность идей мусульманского реформаторства в Поволжье, Крыму, Центральной Азии или на Кавказе. В изучении истории ислама в СССР можно выделить две противоположные
точки зрения. Сторонник первой точки зрения Адиб Халид утверждает, что
деятельность ранних советских джадидов впоследствии привела к секуляризации общества и изменению идентичности мусульман с исламской на национальную. Ислам в этих условиях был маргинализирован и не играл важной роли в культурной жизни мусульман. Представители второй – Девин ДеВиз и Паоло Сартори, напротив, считают самих джадидов маргинальными, утверждая, что ислам не был вытеснен советскими преобразованиями и продолжил
свои традиции в обществе.
Календарь ИВ РАН
Январь 2025 | ||||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
30 | 31 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 1 | 2 |