Статьи
Влияние индийского традиционного языкознания на формирование тибетской грамматической терминологии
Смирнова Мария ОлеговнаВосток. Афро-азиатские общества: история и современность '2014, №5, с.106-112
Объем издания: С. 106–112
Как и в Индии, научное знание в Тибете формировалось в процессе развития, изучения и адаптации религиозной доктрины. Заимствование буддизма оказало сильное влияние на развитие тибетской лингвистической традиции и прочих областей протонаучного знания. Главным источником терминологии различных традиционных наук в Тибете был санскрит. Большинство специальных терминов, используемых тибетской лингвистической традицией, заимствованы из санскритской традиции и в основном представляют собой переводы терминов из грамматики “Аштадхьяи” (санскр. Aṣṭādhyāyī “Восьмикнижие”) индийского грамматиста Панини (санскр. Pāṇini), созданной в V–IV в. до н.э. В первую очередь это относится к терминам падежной грамматики. Настоящая статья посвящена анализу толкования и использования терминов падежной грамматики, в том числе обозначающих названия категорий карака (санскр. kāraka) тибетскими грамматистами – авторами одного из первых грамматических трактатов “Сумчупа” (тиб. Sum cu pa) и одних из наиболее важных в тибетской грамматической традиции комментариев – “Устные наставления по сочинению великого ученого Ситу” (тиб. Mkhas mchog si tu'i zhal lung) Нгулчу Дхармабхадры (тиб. Dngul chu dharma bha dra, 1722–1851 гг.) и “Драгоценный венок благих изречений” неизвестного автора (тиб. Sum rtags gzhung mchan legs bshad nor bu'i phreng ba, XVIII–XIX вв.). В статье также рассматриваются термины для обозначения служебных лексем и морфем и некоторые термины общенаучного характера, имеющие санскритское происхождение.
Ключевые слова: история языкознания, тибетский язык, тибетская лингвистическая традиция, тибетская грамматическая терминология.
Календарь ИВ РАН
Март 2024 | ||||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
26 | 27 | 28 | 29 | 1 | 2 | 3 |
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |