Статьи
К интерпретации термина сакалиба в отчете Ибн Фадлана
Галкина Елена СергеевнаВосток. Афро-азиатские общества: история и современность '2014, №6, с.24-31
Объем издания: С. 24–31
Статья предлагает новую интерпретацию термина сакалиба, который Ахмад ибн Фадлан, арабский путешественник первой половины Х в., употребляет в своем отчете по отношению к населению Среднего Поволжья. Наиболее вероятно, что этот термин бытовал в данном регионе в означенный период как демоним, т.е. обозначение жителей определенной территории, вне зависимости от их генеалогии, особенностей материальной и духовной культуры. Генезис демонима связан с этносом носителей именьковской археологической культуры IV–VII вв., сходной с достоверно славянскими культурами; с VIII в. ее сменяют тюркские и финно-угорские культуры. Путем от этнонима к демониму могли стать ассимиляционные процессы. Волжская Булгария появилась не ранее конца IX – начала Х в. как объединение различных по происхождению этнополитических групп под началом предводителя булгар. В 920-х гг. Алмуш, правитель булгар, и вслед за ним Ибн Фадлан, обозначали термином сакалиба все подвластные Алмушу этнополитические объединения в совокупности. В ходе закрепления власти булгарских вождей на смену демониму сакалиба приходит термин булгары в трудах Ибн Русте, Мас‘уди, Истахри, Ибн Хаукаля и др.
Ключевые слова: Волжская Булгария, Восточная Европа, Ибн Фадлан, культурная идентичность, средневековая арабская география, средневековые мусульманские путешественники.
Календарь ИВ РАН
Апрель 2024 | ||||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |