Статьи сотрудников ИВ РАН
“Арабская” гипотеза об источнике происхождения европейских рифмованных строф: за и против
Семёнов Вадим БорисовичВосток. Афро-азиатские общества: история и современность '2016, №4, с.120-131
Объем издания: С. 120–131
В ХХ в. стиховедение сделало качественный скачок вперед, в сторону точных наук, прежде всего благодаря статистическим исследованиям метра и ритма – двух своих основных объектов. Развитие стиховедения также позволило ответить на вопросы, что такое рифма и что такое строфа. Впрочем, остается один общий вопрос, связанный с историей данных двух явлений: откуда они взялись в европейской поэзии? Если ритм и метр изначально существуют вне творческой воли (т.е. мы не можем полностью устранить “случайные метры” не только из художественной прозаической речи, но и даже из речи бытовой, более того, не в наших силах раз и навсегда лишить звучащую речь какой бы то ни было ритмизации), то рифмы и строфы, являющиеся факультативными элементами для упорядочивания стихотворной речи (точнее сказать, делающие ее упорядоченность более явной), легко могут быть удалены из поэтических произведений, чему свидетельство – существование таких явлений, как белый стих и стих астрофический. Стало быть, важно установить, как, почему и когда рифмы и строфы однажды прочно закрепились в инструментарии европейских стихотворцев.
Ключевые слова: мосарабские строфы, романские формы стиха, арабская рифма, мувашшах, заджаль, харджа.
Календарь ИВ РАН
Октябрь 2024 | ||||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
30 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
28 | 29 | 30 | 31 | 1 | 2 | 3 |