ИВ РАН

Статьи сотрудников ИВ РАН

Меры бюджетной экономии в Саудовской Аравии

Гукасян Гурген Левонович

 

В сложное время снизившихся цен на нефть Саудовская Аравия предпринимает усилия по смягчению негативного влияния падения доходов ее экспорта на свою экономику. Как признано в Saudi Gazette в статье от 17 мая 2016 г. на тему «Основные ожидания от реализации Видения Саудовской Аравии 2030» (нового стратегического плана перестройки хозяйства страны), у королевства сохраняется очень значительный бюджетный дефицит, который составил 98 млрд. долл. (367 млрд. сауд. риалов) в 2015 г. и оценивается в 326 млрд. сауд. риалов за 2016 г. Дефицит покрывался главным образом за счет расходования валютных резервов государства, которые испытали быстрое истощение.

При этом наблюдается недофинансирование многих проектов, в связи с чем строительная отрасль королевства в полной мере испытывает удар кризиса. Так, например, не завершено строительство Финансового района короля Абдаллы, начатое еще в 2006 г. и многих других проектов, наблюдаются массовые увольнения рабочих строительными компаниями. Одна из крупнейших компаний –  Saudi Binladin Group, недавно уволила сразу 77 тыс. рабочих. В интервью агентству Bloomberg Мухаммад аль-Шейх, советник заместителя наследного принца Саудовской Аравии Мухаммада ибн Салман аль Сауда (второго заместителя премьер-министра и министра обороны, председателя совета по экономическим вопросам и развитию страны), сказал, что в стране ежегодно неэффективно расходуется примерно от 80 до 100 млрд. долл.

Программные положения, которые с целью преодоления финансовых трудностей в апреле 2016 г. выдвинул принц Мухаммад ибн   Салман аль  Сауд, следующие. Необходимо поднять ненефтяные доходы правительства со 163 млрд. сауд. риалов до 1 трлн. риалов; повысить вклад в ВВП частного сектора с 40% до 65%; повысить долю не нефтяного экспорта в не нефтяной части ВВП страны с 16% до 50%; поднять долю прямых иностранных инвестиций в ВВП с 3,8% до 5,7% ВВП. За счет привлечения новых туристов и паломников (15 млн. человек должны посетить Саудовскую Аравию к 2020 г.) королевство должно поднять свои доходы на 53 млрд. долл. (или на около 200 млрд. риалов).

Кроме того, реформа системы государственных субсидий должна дать дополнительный доход в 30 млрд. долл., а введение подоходного налога – еще 10 млрд. долл. экономии. Еще 10 млрд. долл. должно принести дозволение иностранцам владеть собственностью и осуществлять коммерческую деятельность в Саудовской Аравии. При этом произойдет реформа цен на коммунальные услуги, топливо, транспорт. Однако королевству необходимо продолжить строительство важнейших объектов инфраструктуры, например, таких, как новый аэропорт в Джидде, без чего нельзя реализовать планы по привлечению в страну туристов и представителей бизнеса.    

В декабре 2016 г., когда стало известно, что король Саудовской Аравии Салман подписал бюджет на 2017 г., было сообщено, что дефицит госбюджета за 2016 г. составил 297 млрд. сауд. риалов, что меньше, чем прогнозировалось ранее. По данным саудовских источников, приведенным в газете Arab News 22 декабря 2016 г., доходы госбюджета должны возрасти с 528 млрд. риалов, зафиксированных в 2016 г., до 692 млрд. в 2017 г. Однако доходы от нефти на 2017 г. ожидаются в размере 480 млрд. сауд. риалов, что на 46% выше, чем прогнозировалось в 2016 г., а ненефтяные доходы – в размере 212 млрд. риалов, что только на 6,5% больше, чем в 2016 году. Расходы госбюджета королевства на 2017 г. должны повыситься на 8%, в сравнении с 2016 г., и прогнозируются в объеме около 890 млрд. риалов. Дефицит бюджета в 2017 г. должен составить 198 млрд. риалов, что позволяет правительству считать его «управляемым».

Саудовская Аравия нацелена на достижение бездефицитного бюджета к 2020 г. Вместе с тем, до тех пор, пока подавляюще высокую долю бюджетных доходов приносят доходы от экспорта нефти, достижение этой цели довольно сложно. Перестройка экономики такой страны - экспортера нефти как Саудовская Аравия сталкивается с проблемой поддержания общей динамики экономического роста, для чего необходимо инвестировать в развитие новых видов производства и услуг. В обновленном прогнозе темпов роста основных экономик МВФ от января 2017 г. темпы экономического роста Саудовской Аравии за 2015 г. оценены в 4,1%, за 2016 г. – в 1,4%, а на 2017 г. прогнозируются в 0,4% и на 2018 г. – в 2,3%. Понижение МВФ прогноза темпов экономического роста королевства на 2017 г. объясняется достижением соглашения о сокращении добычи нефти и влиянием этого фактора на саудовскую экономику. Но впоследствии темпы роста должны возрасти.

Экономический рост Саудовской Аравии будет в значительной степени определяться циклическим состоянием мировой экономики, от которого зависит спрос на нефть. Вместе с тем, поддержание устойчивости саудовской экономики будет связано и с комплексом мер по перестройке финансовой политики и по стимулированию продуктивной экономической деятельности в новых сферах и производствах не нефтяных секторов хозяйства Саудовской Аравии.

Календарь ИВ РАН

Октябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3

Анонсы

9 октября 2024 года
Международный круглый стол «85 лет победы на Халхин-Голе: чему учит нас история»
9 октября 2024 г. в Институте востоковедения РАН состоится заседание Международного круглого стола на тему «85 лет победы на Халхин-Голе: чему учит нас история».
14 – 16 октября 2024 года
Конференция «Текстология и источниковедение Востока» 2024
Отдел памятников письменности народов Востока РАН проведет XIV конференцию «Текстология и источниковедение Востока» 14-16 октября 2024 года.

Новые статьи

Родная земля для сербов, хорватов и бошняков
Чем запомнилась поездка на Западные Балканы
Почему в Сирии уничтожают сторонников национального примирения
В стране наблюдается новый всплеск террористических актов
Беды Ближнего Востока
Регион переживает один из самых нестабильных периодов в новейшей истории

ИВ РАН в СМИ