ИВ РАН

Статьи

Сирийский Курдистан: военные успехи, политическое строительство и открытый вопрос статуса

Эсеров Ахмет

 

Ключевые слова: курды, внутрисирийский конфликт, Демократический союз, автономия, Отряды народной самообороны.

В последнее время курдский фактор в контексте сирийского кризиса приобретает всё большую актуальность. За более чем 5 лет внутрисирийского конфликта курдам удалось осуществить целый ряд демократических преобразований и добиться такого уровня политического контроля в населяемом ими регионе, не считаться с которым уже не могут ни сирийское руководство, ни другие региональные игроки.

Основные политические силы

Крупнейшая курдская политическая партия региона – Демократический союз (PYD). Партия была основана в 2003 году. В партию входят, по разным подсчётам, от 60 до 80 тысяч членов. Военное крыло партии включает в себя Отряды народной самообороны (YPG) и Отряды женской самообороны (YPJ), которые на протяжении последних лет ведут активную борьбу против Исламского Государства (ИГ, ИГИЛ, террористическая организация, запрещенная в РФ). Вторая крупнейшая политическая организация Сирии – Курдский национальный совет (KNC/ENKS). Он был создан в 2011 году при непосредственном участии Регионального правительства Курдистана (КРГ) (официальный руководящий орган Иракского Курдистана во главе с президентом с Масудом Барзани). KNC/ENKS, по своей сути, является альянсом 15 курдских политических партий, борющихся за предоставление Сирийскому Курдистану автономии, но в последние годы данный альянс не проявляет особой активности. Между KNC/ENKS и PYD существует ряд противоречий, главные из которых связаны различным пониманием политических процессов, ведущих к развитию автономии курдских кантонов Сирии. Это приводит к несогласованности действий в противостоянии ИГИЛ, Тем не менее, обе политические организации поддерживают отношения в рамках созданного в 2012 году по инициативе М. Барзани Высшего курдского совета (DBK), преобразованного в ноябре 2013 года в Движение за демократическое общество (ДДО, TEV-DEM), в котором по числу членов доминирует PYD.

Административная структура и органы власти

Политическая система Западного (Сирийского) Курдистана в настоящий момент основывается на конституции, именуемой “Уставом общественного договора” или “Конституцией кантонов Рожавы”, принятой в 2014 году. Конституция предоставляет всем жителям курдских кантонов Сирии, независимо от их конфессиональной принадлежности и этнического происхождения, гендерное равенство, свободу собраний, свободу самовыражения и ряд других свобод. Исполнительная власть в Западном Курдистане осуществляется по принципу “соуправления”, который подразумевает гендерное равенство в отправлении властных функций, а также то, что во всех муниципалитетах три ключевые поста принадлежат арабу-мусульманину, курду и христианину, из-за чего данную систему иногда сравнивают с политическим устройством Ливана. Управление Сирийским Курдистаном на местных уровнях до недавнего времени осуществлялось администрациями трёх кантонов: Джазира, Кобани и Африн. В каждом кантоне проводились выборы, по результатам которых формировались соответствующие комитеты для дальнейшего управления кантоном. В марте 2016 года все три кантона объединились в “Конфедерацию Рожавы”, для большей централизации и облегчения управления регионом. ДДО (TEV-DEM), руководимое PYD и являющееся, по сути, коалицией всех политических сил Рожавы, можно назвать высшим совещательным органом власти Сирийского Курдистана, своего рода предпарламентом. В конце декабря 2016 года властями Рожавы был презентован проект новой конституции, именуемый “Демократическая федеральная система для Северной Сирии (Рожавы)”, который уже воспринимается некоторыми экспертами как “крупнейшее достижение сирийских курдов за последние годы”. Согласно проекту, отныне Сирийский Курдистан будет официально являться секулярным, эгалитарным, полиэтничным политическим образованием в рамках сирийского государства. Некоторые члены комиссии, разрабатывавшие проект, полагают, что подобный вариант конституции может быть использован и на всей остальной территории Сирии.

Отношения с Иракским Курдистаном

Лидер иракских курдов М. Барзани в целом имеет достаточно тесные контакты с Рожавой, не лишенные, однако, некоторых противоречий. Барзани пользуется популярностью среди курдов во многом благодаря своему отцу Мустафе Барзани – ключевой фигуре курдского освободительного движения XX века. Однако прочные отношения М. Барзани с турецким руководством сильно бьют по его имиджу среди населения Рожавы. По данным турецкой журналистки Амберин Заман, Барзани ведёт переговоры с американцами о том, чтобы они оказали давление на руководство Рожавы по вопросу возвращения в Сирию 3000 бойцов вооруженных отрядов Демократической партии Курдистана в Сирии (KDP-S), вступивших несколько лет назад в открытый конфликт с PYD и скрывающихся сегодня в Ираке. Этот факт также, бесспорно, вызывает недовольство среди населения Западного Курдистана.

Курдский фактор в сирийском кризисе (2011-н.в.)

С самого начала сирийского кризиса в 2011 году внешние игроки не брали в расчёт так называемый “курдский фактор”. Однако крупные победы вооружённых курдских отрядов (YPG и YPJ) над ИГ в последние годы заставили внешние силы считаться с курдами. Международное сообщество в целом сегодня осознаёт, что урегулирование сирийского кризиса сегодня невозможно без учёта интересов курдов и тех системных изменений, которые произошли в Сирийском Курдистане. Особую позицию по Сирийскому Курдистану занимает Турция, для которой курдская проблема, по мнению турецкого истеблишмента, является сегодня не иначе как “красной чертой”. Силы международной коалиции во главе с США в своей ближневосточной политике стремятся не нарушить баланс в отношениях с Турцией. Поэтому, несмотря на сотрудничество с сирийскими курдами в противостоянии с ИГИЛ, они отказываются рассматривать вопрос о курдской автономии в Сирии. Поэтому они, в частности, отказывались и от участия курдов в переговорах (например, в женевском формате), связанных с будущим сирийского государства.

Отношения с сирийским режимом

В августе 2011 года Турция официально объявила о том, что главная цель её вовлечения в сирийский конфликт – свержение режима Асада. Представители PYD в тот же период объявили о том, что сирийские курды будут придерживаться нейтралитета. KDP-S и ещё несколько небольших сирийских курдских партий поддержали турецкое руководство в его устремлениях и тем самым оказались в оппозиции большинству сирийских курдов, а позже и вовсе были вынуждены покинуть Рожаву. С 2012 года курды взяли под свой контроль правительственные здания в городах Амуд, Африн и Кобани. Важно заметить, что во всех случаях курды ни разу не заявляли о своей враждебности действующему сирийскому режиму. Башар Асад, в свою очередь, ни разу не применял в отношении курдов силу, тем самым обезопасив себя от открытия ещё одного фронта на севере Сирии. Тем не менее, Асад не вступал в прямые контакты с курдами и не расценивал их как одну из ключевых составляющих сирийского государства. По мнению лидера сирийских курдов Салиха Муслима, если курды получат автономию, это не разделит Сирию, а напротив сохранит государство единым и ускорит процесс федерализации. Тот же С. Муслим неоднократно утверждал, что главная причина неудач всех женевских переговоров – отсутствие в них курдов.

Отношения с Турцией

Позиция Асада в отношении курдов выглядела для турецкого истеблишмента весьма подозрительной и расценивалась не иначе как антитурецкий заговор. Реджеп Эрдоган стал предпринимать усилия по недопущению реализации проекта курдской автономии в Рожаве: с 19 ноября 2012 г. 11 вооруженных группировок во главе с Джабхат Ан-Нусра начали совершать нападения на YPG при поддержке турецкого руководства. Несмотря на оказываемое извне давление, 12 ноября 2013 года курды объявили о создании временного парламента, тем самым разрушив планы ИГ по расширению своего влияния от Ракки до Турции. В октябре 2015 г. курды при поддержке немногочисленных групп арабов образовали Демократические Силы Сирии (ДСС). Несмотря на все угрозы и предостережения Турции, в июне 2016 г. силы ДСС осуществили успешную операцию по освобождению города Манбидж. Успех в Манбидже встревожил не только турецкое руководство, но также Иран и Сирию. После целой серии трёхсторонних переговоров и встреч между сирийским, иранским и турецким руководствами, 18-19 августа 2016 г. режим Б. Асада впервые применил силу в отношении курдов, осуществив бомбардировку города Хасеке.  24 августа 2016 г., начав наземную и воздушную операцию в городе Джераблус под названием «Щит Евфрата», Турция вновь вернулась на сирийскую арену. “Щит Евфрата” предполагал решение сразу двух стратегических задач: очистить от отрядов ИГ 900 километров турецко-сирийской границы, и не допустить соединения кантонов Джазира и Кобани с кантоном Арфин, расположенном к западу от Евфрата. При молчаливом согласии международных и региональных сил Турции всё же удалось создать буферную зону на севере Сирии, что, в свою очередь, ещё более осложнило ситуацию в регионе. С вводом турецких войск в Сирию характер войны начал существенно изменяться.

Перед тем как турецкая армия вошла в Сирию, курды неоднократно отказывались от предложения американцев участвовать в совместной операции по взятию Ракки. Оценивая присутствие ВС Турции на севере Сирии в свою пользу, США начали устрашать этим курдов, а также предложили им и одновременно Анкаре принять участие в совместной операции по освобождению Ракки. Несмотря на неоднократные отказы курдов участвовать в операции по взятию этого города, на сей раз они были вынуждены согласиться с американцами, взамен на неучастие в операции в Ракке ВС Турции. В настоящий момент Россия не препятствует действиям Турции на сирийской территории. 18 октября 2016 г. состоялся телефонный разговор между президентами Р. Эрдоганом и В. Путиным, в ходе которого российский лидер попросил своего турецкого коллегу о том, чтобы группировки Ан-Нусры покинули Алеппо. Почти сразу после телефонного разговора Р. Эрдоган заявил, что дал соответствующие указания «своим друзьям», чтобы Джабхат Ан-Нусра покинула Алеппо. Однако Россия не была до конца уверена в намерениях турецкого правительства.

 6 декабря 2016 г. премьер-министр Турции Бинали Йылдырым во время своего визита в Россию всё же заверил российских коллег в том, что “турецкие войска не продвинутся дальше Эль-Баба”. Таким образом, можно признать, что Турция впервые отошла не только от жёсткой риторики в отношении Асада, но и от дальнейшего продвижения вглубь сирийской территории. 27 января 2017 года Реджеп Таййип Эрдоган, отвечая на вопросы журналистов по возвращении из своей поездки по Северной Африке, объявил о том, что Турция в скором времени закончит свою операцию в Эль-Бабе: «Сейчас нам следует остановиться в своём продвижении в направлении Эль-Баба». Однако 12 февраля 2017 года турецкий лидер уже заявил о намерении продвигаться в направлении Ракки и Манбиджа. Такую непоследовательность в заявлениях Эрдогана можно объяснять быстроменяющейся военной обстановкой на севере Сирии. 11 февраля 2017 года сирийская армия при поддержке российских ВКС освободила город Тадеф, являвшийся наиболее укреплённым форпостом боевиков ИГИЛ на подступах к городу Эль-Баб. Благодаря этому турецким войскам почти мгновенно удалось отвоевать у игиловцев стратегически важную высоту Шейх Акил, с находящейся там больницей "Ватан". В итоге между войсками Асада и турецкой армией была проведена условная разграничительная линия. Стоит напомнить, что ещё за две недели до этого на прошедших 23-24 января переговорах в Астане военным руководителям сирийской оппозиции, координирующим свои действия с Турцией, и сирийской армии удалось договориться о прекращении боевых действий на севере страны.  Если войска Асада полагают, что Турция в ближайшее время покинет освобождённые земли, то они наверняка ошибаются. Дело в том, что турецкая армия на занимаемых сирийских территориях устанавливает в больших количествах казармы и тренировочные пункты. Не дождавшись поддержки от администрации Обамы, в настоящий момент Эрдоган ожидает поддержки от Трампа в своём стремлении установить буферные зоны на севере Сирии. Если администрация Трампа поддержит Эрдогана в этом вопросе, ситуация на севере Сирии изменится кардинально. Если войска Асада продолжат потворствовать действиям Турции на севере Сирии, дабы минимизировать требования курдов, они вновь могут просчитаться.

Главным для Турции, разумеется, является вопрос не о сирийских, а о турецких курдах. Осознавая, что им вряд ли в ближайшем будущем удастся уничтожить курдскую автономию в Сирии, турецкие власти пытаются ослабить ее традиционные связи с турецкими курдами, прежде всего с их наиболее влиятельной Рабочей партией Курдистана (РПК).  По мнению колумниста ведущей турецкой газеты “Хюрриет” Верды Озер, в настоящий момент у Турции имеются “все ключи для долгосрочного отдаления сирийских курдов от РПК”.

Рано или поздно Турции для продвижения своих интересов на севере Сирии придётся признать права местных курдов. Одна из причин внесения PYD в Турции в список террористических организаций – необъявление руководством PYD войны сирийскому режиму. Турецкое руководство, приглашая лидера PYD Салиха Муслима в Стамбул и Анкару, обещает ему всестороннюю поддержку в том случае, если PYD начнёт выступать против Асада. Но на это С. Муслим неоднократно отвечал отказом. Это, возможно, одна из главных причин отказа Турции от включения делегации сирийских курдов в женевские переговоры.

Отношения с Ираном

Что касается Ирана, то он активно приветствует успехи курдов в борьбе с ИГ, однако не приемлет их устремления к обретению политического и культурного статуса. Важно заметить, что несмотря на огромные расхождения интересов Ирана и Турции в Сирии, в курдском вопросе они выступают фактически единым фронтом. Иран оказывает большое влияние на Россию и на Б. Асада в том, что касается курдского вопроса в Сирии. К тому же, именно Иран препятствует тому, чтобы Б. Асад предоставил курдам политический статус.

***

Так или иначе, сирийские курды убеждены, что за последние годы им удалось приобрести бесценный опыт, который будет полезен всем курдам и который уже однозначно стал очередным шагом навстречу к обретению собственной автономии. Провозглашение первой независимой системы самоуправления в кантоне Кобани является весьма показательным примером того, как местные власти стремятся удовлетворить общественно-политические, военные, административные, экономические и другие потребности местного населения.

Календарь ИВ РАН

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Анонсы

28 марта 2024 года
Лекция Черниковой Ларисы Петровны «Русская эмиграция в Китае: визуальный ряд»
Лекторий «Мир Востока» продолжает работу в марте 2024 года.
28 – 29 марта 2024 года
Четвёртая международная научная конференция «Археология древнего Востока»
Конференция организована Центром археологии доисламского Востока и Центром археологии Нильской долины и состоится 28–29 марта 2024 г. в Институте востоковедения РАН.

Новые статьи

Родная земля для сербов, хорватов и бошняков
Чем запомнилась поездка на Западные Балканы
Почему в Сирии уничтожают сторонников национального примирения
В стране наблюдается новый всплеск террористических актов
Беды Ближнего Востока
Регион переживает один из самых нестабильных периодов в новейшей истории

ИВ РАН в СМИ