ИВ РАН

Статьи

Пакистан: реформа Территории племен федерального управления

Замараева Наталья Алексеевна

 

Ключевые слова: территория племен федерального управления, ТПФУ, реформа, пуштунские племена, китайско-пакистанский экономический коридор.

В феврале 2017 г.  центральное правительство Пакистана утвердило пакет реформ для Территории племен федерального управления (ТПФУ), который предусматривает реализацию четырех основных проектов – административного, судебного, экономического и социального.

Незначительный по численности населения (пять млн. чел.) и площадью всего 27.2 кв км. административный район играет важную роль во внутренней и внешней политике страны на протяжении всех лет независимого существования Пакистана. В состав ТПФУ входят семь политических агентств (административных единиц), которые подчиняются Исламабаду.  Планы центрального правительства по реформированию зоны племен ставят целью дальнейшее укрепление государственности, усиление центростремительных тенденций.

ТПФУ сегодня вновь в фокусе внимания региональных и мировых держав. Исторически сложилось так, что зона расселения пуштунских племен граничит с Афганистаном. Эта территория географически является местом сопряжения Центральной, Западной и Юго-Восточной Азии. Ее геостратегическая значимость возросла в апреле 2015 г. с началом имплементации проекта Китайско-пакистанского экономического коридора (КПЭК) в рамках инициированного Пекином проекта нового Шелкового пути (частично маршрут КПЭК планируется по землям ТПФУ).

В 2001-2014 гг., когда в Афганистане бушевала антитеррристическая кампания Международных сил содействия безопасности (МССБ), возглавляемой США, Пакистан играл роль прифронтового государства. ТПФУ была наводнена местными и иностранными боевиками, которые использовали Территорию в качестве тыловой базы, переходили пакистано-афганскую границу и вели вооруженную борьбу против МССБ. В ряде административных центров агентств Южный Вазиристан, Северный Вазиристан и Хайбер  функционировала инфраструктурная сеть боевиков, в других агентствах располагались их тренировочные лагеря, тюрьмы для заключения противников, базы хранения оружия и т.д.

Военно-гражданские власти Пакистана осознавали, что добиться социально-экономической и политической стабильности в ТПФУ после вывода в декабре 2014 г. большей части войск МССБ из соседнего Афганистана возможно при условии:

  • выдворения антигосударственных элементов путем проведения серии военных операций силами федеральной армии, и уничтожения террористической инфраструктуры,
  • реализации комплекса социально-экономических реформ.

Приказ о начале военной операции в агентстве Северный Вазиристан ставка отдала в июне 2014 г. В сентябре того же года войска вошли в агентство Хайбер. Целями этих действий были ликвидация или выдворение с территории Пакистана вооруженной оппозиции. Позднее власти признали операцию успешной, однако, по заявлению ставки командующего армией, еще требуется время до окончания ее завершающей стадии.

О реформе ТПФУ говорили давно и военные, и гражданские власти, начиная с первых лет ХХI века. Президент Пакистана Асиф Али Зардари (2008-2013 гг.) сумел ввести в практику ряд демократических актов: отменил запрет на деятельность в ТПФУ политических партий, жителям было предоставлены права свободы ассоциаций, свободы слова и т.д. Действующий премьер-министр Миан Мухаммад Наваз Шариф (2013 г. – н. время) заявил о полном реформировании ТПФУ. 

В 2014-2017 гг.  действующая администрация поставила цель включить  население ТПФУ в поле современной политики страны и предоставить ему равные права с гражданами других районов Пакистана. Задача оказалась непростой.

Власти заявляют об уважении уникальности родоплеменной структуры пуштунских племен, подтверждают важность сохранения их обычаев и традиций. Одновременно комитет по реформированию Территории признает, что местные жители сталкиваются с многочисленными вызовами: хронической нищетой (самый высокий показатель в стране), отсталостью социально-экономического развития (самый низкий показатель), дефицитом прав человека (включая право на жизнь. В силу разных причин   ТПФУ, как административный субъект, финансировалась из федеральной казны явно недостаточно. Например, в течение последних пяти лет население ТПФУ   получило на 45% меньше инвестиций на душу населения, чем в основных провинциях страны.

Для решения многочисленных проблем Территории федеральные власти сформировали Комитет по реформе ТПФУ. Основной вопрос (как для пуштунских племен, так и федеральных властей) - административный статус Территории. Рассматривалось четыре варианта:

  • пролонгация нынешнего статус-кво (при одновременном проведении судебных и административных реформ и осуществлении проектов социально-экономического развития),
  • автономный статус (Совет ТПФУ) по образцу Гилгит-Балтистана,
  • формирование отдельной (пятой в стране) провинции,
  • интеграция ТПФУ с провинцией Хайбер-Пахтунхва (ХП).

Постоянный комитет по приграничным районам Национальной ассамблеи     (верхней палаты парламента) поддержал вариант слияния ТПФУ с провинцией    ХП. Оправдывая это решение, власти стремились сбить накал требований о формировании отдельных провинций для других этнических групп Пакистана – хазарейцев,  сирайки и т.д. В то же время оппозиционные праворелигиозные партии выступили против этого предложения.

Комитет по реформе ТПФУ определил несколько основных пунктов пакета реформ. Приоритетным оставалось экономическое развитие Территории. Результатом антигосударственных действий боевиков и последовавших военных операций стало разрушение (полное или частичное)  инфраструктуры, социальных учреждений, многих деревень и поселений Территории. В первую очередь вопрос стоял о полномасштабных   восстановительных работах, осуществляемых силами федеральной армии:   ремонта дорог, ирригационной системы,  восстановления тоннелей, медицинских и образовательных учреждений, жилого фонда и т.д.

Следующий этап - реабилитация временно перемещенных лиц (ВПЛ). Реабилитация – долговременный и многоэтапный процесс, и начался он с возвращения ВПЛ в районы постоянного проживания. По разным оценкам 3.4 млн местных жителей были вывезены из ряда агентств ТПФУ   силами федеральной армии до начала военных операций - еще осенью 2009 г. из Южного Вазиристана. Но массовый вывоз населения пришелся на летние - осенние месяцы 2014 г. – до и во время военной операции «Удар меча» в Северном Вазиристане и Хайбере. Первоначально планировалось возвращение всех переселенцев    до конца 2016 г., но сроки постоянно сдвигались. 

В рамках реформы ТПФУ гражданские власти разработали План десятилетнего развития ТПФУ. Он включает строительство плотин, разработку месторождений полезных ископаемых, а также программы в области здравоохранения и профессионального образования.

Одним из проблем изменения статуса ТПФУ является правовая реформа. До настоящего времени среди пуштунского населения традиционно осуществляется правоприменительная практика; бытовой уклад населения  строго  регламентируется  вековыми традициями.

Правовая реформа предусматривает заменить действующие Правила регулирования, принятые еще в 1901 г.,   Законом о надлежащем управлении ТПФУ 2016, который исходит из принципа индивидуальной ответственности в отправлении правосудия, а не коллективной. Законом предусмотрено расширение юрисдикции Высшего суда провинции Хайбер-Пахтунхва и Верховного суда Пакистана на территории ТПФУ. С этой целью планируется внесение поправки в Статью 247 Конституции.   Одновременно сохраняются такие традиционные институты как Совет старейшин и система джирги, коллективное мнение которой будет учитываться при рассмотрении уголовных и гражданских споров.

Планируется, что слияние ТПФУ и провинции Хайбер-Пахтунхва будет происходить постепенно, в течение пяти лети. Власти признают, что в случае невыполнения реформы в ближайшее время, завоеванные ходе военной операции результаты могут быть потеряны.

В феврале 2017 г.  центральное правительство Пакистана утвердило пакет реформ для Территории племен федерального управления (ТПФУ), который предусматривает реализацию четырех основных проектов – административного, судебного, экономического и социального.

Незначительный по численности населения (пять млн. чел.) и площадью всего 27.2 кв км. административный район играет важную роль во внутренней и внешней политике страны на протяжении всех лет независимого существования Пакистана. В состав ТПФУ входят семь политических агентств (административных единиц), которые подчиняются Исламабаду.  Планы центрального правительства по реформированию зоны племен ставят целью дальнейшее укрепление государственности, усиление центростремительных тенденций.

ТПФУ сегодня вновь в фокусе внимания региональных и мировых держав. Исторически сложилось так, что зона расселения пуштунских племен граничит с Афганистаном. Эта территория географически является местом сопряжения Центральной, Западной и Юго-Восточной Азии. Ее геостратегическая значимость возросла в апреле 2015 г. с началом имплементации проекта Китайско-пакистанского экономического коридора (КПЭК) в рамках инициированного Пекином проекта нового Шелкового пути (частично маршрут КПЭК планируется по землям ТПФУ).

В 2001-2014 гг., когда в Афганистане бушевала антитеррристическая кампания Международных сил содействия безопасности (МССБ), возглавляемой США, Пакистан играл роль прифронтового государства. ТПФУ была наводнена местными и иностранными боевиками, которые использовали Территорию в качестве тыловой базы, переходили пакистано-афганскую границу и вели вооруженную борьбу против МССБ. В ряде административных центров агентств Южный Вазиристан, Северный Вазиристан и Хайбер  функционировала инфраструктурная сеть боевиков, в других агентствах располагались их тренировочные лагеря, тюрьмы для заключения противников, базы хранения оружия и т.д.

Военно-гражданские власти Пакистана осознавали, что добиться социально-экономической и политической стабильности в ТПФУ после вывода в декабре 2014 г. большей части войск МССБ из соседнего Афганистана возможно при условии:

  • выдворения антигосударственных элементов путем проведения серии военных операций силами федеральной армии, и уничтожения террористической инфраструктуры,
  • реализации комплекса социально-экономических реформ.

Приказ о начале военной операции в агентстве Северный Вазиристан ставка отдала в июне 2014 г. В сентябре того же года войска вошли в агентство Хайбер. Целями этих действий были ликвидация или выдворение с территории Пакистана вооруженной оппозиции. Позднее власти признали операцию успешной, однако, по заявлению ставки командующего армией, еще требуется время до окончания ее завершающей стадии.

О реформе ТПФУ говорили давно и военные, и гражданские власти, начиная с первых лет ХХI века. Президент Пакистана Асиф Али Зардари (2008-2013 гг.) сумел ввести в практику ряд демократических актов: отменил запрет на деятельность в ТПФУ политических партий, жителям было предоставлены права свободы ассоциаций, свободы слова и т.д. Действующий премьер-министр Миан Мухаммад Наваз Шариф (2013 г. – н. время) заявил о полном реформировании ТПФУ. 

В 2014-2017 гг.  действующая администрация поставила цель включить  население ТПФУ в поле современной политики страны и предоставить ему равные права с гражданами других районов Пакистана. Задача оказалась непростой.

Власти заявляют об уважении уникальности родоплеменной структуры пуштунских племен, подтверждают важность сохранения их обычаев и традиций. Одновременно комитет по реформированию Территории признает, что местные жители сталкиваются с многочисленными вызовами: хронической нищетой (самый высокий показатель в стране), отсталостью социально-экономического развития (самый низкий показатель), дефицитом прав человека (включая право на жизнь. В силу разных причин   ТПФУ, как административный субъект, финансировалась из федеральной казны явно недостаточно. Например, в течение последних пяти лет население ТПФУ   получило на 45% меньше инвестиций на душу населения, чем в основных провинциях страны.

Для решения многочисленных проблем Территории федеральные власти сформировали Комитет по реформе ТПФУ. Основной вопрос (как для пуштунских племен, так и федеральных властей) - административный статус Территории. Рассматривалось четыре варианта:

  • пролонгация нынешнего статус-кво (при одновременном проведении судебных и административных реформ и осуществлении проектов социально-экономического развития),
  • автономный статус (Совет ТПФУ) по образцу Гилгит-Балтистана,
  • формирование отдельной (пятой в стране) провинции,
  • интеграция ТПФУ с провинцией Хайбер-Пахтунхва (ХП).

Постоянный комитет по приграничным районам Национальной ассамблеи     (верхней палаты парламента) поддержал вариант слияния ТПФУ с провинцией    ХП. Оправдывая это решение, власти стремились сбить накал требований о формировании отдельных провинций для других этнических групп Пакистана – хазарейцев,  сирайки и т.д. В то же время оппозиционные праворелигиозные партии выступили против этого предложения.

Комитет по реформе ТПФУ определил несколько основных пунктов пакета реформ. Приоритетным оставалось экономическое развитие Территории. Результатом антигосударственных действий боевиков и последовавших военных операций стало разрушение (полное или частичное)  инфраструктуры, социальных учреждений, многих деревень и поселений Территории. В первую очередь вопрос стоял о полномасштабных   восстановительных работах, осуществляемых силами федеральной армии:   ремонта дорог, ирригационной системы,  восстановления тоннелей, медицинских и образовательных учреждений, жилого фонда и т.д.

Следующий этап - реабилитация временно перемещенных лиц (ВПЛ). Реабилитация – долговременный и многоэтапный процесс, и начался он с возвращения ВПЛ в районы постоянного проживания. По разным оценкам 3.4 млн местных жителей были вывезены из ряда агентств ТПФУ   силами федеральной армии до начала военных операций - еще осенью 2009 г. из Южного Вазиристана. Но массовый вывоз населения пришелся на летние - осенние месяцы 2014 г. – до и во время военной операции «Удар меча» в Северном Вазиристане и Хайбере. Первоначально планировалось возвращение всех переселенцев    до конца 2016 г., но сроки постоянно сдвигались. 

В рамках реформы ТПФУ гражданские власти разработали План десятилетнего развития ТПФУ. Он включает строительство плотин, разработку месторождений полезных ископаемых, а также программы в области здравоохранения и профессионального образования.

Одним из проблем изменения статуса ТПФУ является правовая реформа. До настоящего времени среди пуштунского населения традиционно осуществляется правоприменительная практика; бытовой уклад населения  строго  регламентируется  вековыми традициями.

Правовая реформа предусматривает заменить действующие Правила регулирования, принятые еще в 1901 г.,   Законом о надлежащем управлении ТПФУ 2016, который исходит из принципа индивидуальной ответственности в отправлении правосудия, а не коллективной. Законом предусмотрено расширение юрисдикции Высшего суда провинции Хайбер-Пахтунхва и Верховного суда Пакистана на территории ТПФУ. С этой целью планируется внесение поправки в Статью 247 Конституции.   Одновременно сохраняются такие традиционные институты как Совет старейшин и система джирги, коллективное мнение которой будет учитываться при рассмотрении уголовных и гражданских споров.

Планируется, что слияние ТПФУ и провинции Хайбер-Пахтунхва будет происходить постепенно, в течение пяти лети. Власти признают, что в случае невыполнения реформы в ближайшее время, завоеванные ходе военной операции результаты могут быть потеряны.

Календарь ИВ РАН

Октябрь 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6

Анонсы

5 октября 2022 года
Выступление А.К. Аликберова, директора Института востоковедения. Финальная лекция цикла «Путь востоковеда»
Цикл лекций «Путь востоковеда», в рамках которого ученые ИВ РАН рассказывают о своём профессиональном становлении, подходит к концу. Также в этом курсе лекций речь идет о современных востоковедных исследованиях, выступающие делятся своим взглядом на состояние современного востоковедения и рассказывают о перспективах ориенталистики для молодых специалистов.
3 – 7 октября 2022 года
VI Международная научная конференция «Исторические, культурные, межнациональные, религиозные и политические связи Крыма со Средиземноморским регионом и странами Востока»
3-7 октября 2022 г. в г. Севастополе состоится VI Международнаянаучная конференция «Исторические, культурные, межнациональные,религиозные и политические связи Крыма со Средиземноморским региономи странами Востока», организованная Институтом востоковедения Российской академии наук, Государственным историко-археологическим музеем-заповедником «Херсонес Таврический» и Севастопольским государственным университетом. Данное научное мероприятие будет проходить на базе музея-заповедника «Херсонес Таврический».
10 – 12 октября 2022 года
Конференция «Текстология и источниковедение Востока»: тезисы и программа
В этом году конференция пройдет 10-12 октября в формате Zoom. С программой конференции и тезисами докладов можно ознакомиться в анонсе.
21 октября 2022 года
Конференция «Русско-Монгольское соглашение 1912 г.: к 110-летию подписания первого соглашения между Российской империей и государством Монголия»
Организаторы:Институт востоковедения Российской Академии наук, г. МоскваИнститут международных исследований Академии наук Монголии, г. Улан-БаторМесто проведения:Институт востоковедения РАН (г. Москва, ул. Рождественка, 12)

Новые статьи

Родная земля для сербов, хорватов и бошняков
Чем запомнилась поездка на Западные Балканы
Почему в Сирии уничтожают сторонников национального примирения
В стране наблюдается новый всплеск террористических актов
Беды Ближнего Востока
Регион переживает один из самых нестабильных периодов в новейшей истории

ИВ РАН в СМИ