ИВ РАН

Статьи

Пакистан: приоритеты и вызовы внешней политики

Замараева Наталья Алексеевна

Восточная аналитика '2017, №3

 

Основные направления внешней политики Исламской республики Пакистан, ее приоритеты и вызовы со стороны региональных и мировых игроков были обозначены по традиции в феврале 2017 г. советником премьер-министра по внешней политике С. Азизом.

2017 год – год старта предвыборной кампании в стране (выборы должны пройти в мае 2018 г.), поэтому можно подвести промежуточные итоги   политической деятельности правящей Пакистанской мусульманской лиги Наваз (ПМЛ Н), возглавляемой премьер-министром Миан Мухаммадом Наваз Шарифом.

В июне 2013 года центральное правительство определило следующие приоритеты в области внешней политики: безопасность Пакистана, основанная на политике невмешательства; мирное добрососедство, которое, как предполагалось, позволит правительству сосредоточить внимание на притоке в страну энергетических ресурсов для развития экономики; активная торговля и привлечение инвестиций взамен предоставления помощи; использование геостратегического положения Пакистана в качестве актива региональной интеграции; сотрудничество с международным сообществом в борьбе с терроризмом.

Оценивая четырехлетие пребывания у власти ПМЛ Н, можно сделать вывод, что далеко не все поставленные в 2013 году задачи выполнены внешнеполитическим ведомством за этот период. Причины этого руководство Пакистана  связывает с рядом объективным факторов:

  • формированием в последние годы многополярной системы мирового порядка, что свидетельствует о неспособности какой-либо одной страны или одного блока стран решать глобальные проблемы безопасности и развития;
  • усилением интроспективной политики в рамках международной системы, примерами которой являются решение Великобритании о выходе из состава ЕС и победа президента США Д.Трампа на выборах в США;
  • сдвигом мирового центра экономического развития в Азию с ее быстрыми темпами роста, 40% мирового ВВП, половиной населения земного шара и огромным потенциалом развития.  Исламабад считает 21-ое столетие веком Азии.

Какую позицию занимает Пакистан в региональной и международной системе координат и каковы основные направления его внешней политики? По признанию руководителя МИДа С. Азиза, «региональный ландшафт Пакистана остается сложным».

Вызовы планетарного масштаба усугубляются для Пакистана в последние два года резким обострением отношений с соседними Афганистаном и Индией, дистанцированием от него монархий Персидского залива, ослаблением сотрудничества с малыми азиатскими странами-членами СААРК, и, наконец, медленными темпами развития связей с государствами Центральной Азии.  Внешнеполитическим приоритетом в последние два года остаются отношения с Китаем.

Вывод основной части военного контингента Международных сил содействия безопасности (МССБ) из соседнего Афганистана в декабре 2014 года лишил Пакистан статуса прифронтового государства и, как следствие,  стратегического союзника США в борьбе с международным терроризмом в регионе. Резко снизилась военная и экономическая помощь со стороны Вашингтона и европейских стран. Подходы двух столиц (при администрации Б. Обамы) расходились по ряду вопросов, включая формирование процесса диалога между группировками вооруженной оппозиции и правительством национального единства в Афганистане. Пакистан оказался вновь ненужным США, как и в 90-е годы ХХ века после вывода советских войск из Афганистана. 

На рубеже 2014-2015 гг. Исламабад меняет стратегического партнера. Подписание с Пекином в апреле 2015 года проекта Китайско-пакистанского экономического коридора (КПЭК) в рамках инициативы нового Шелкового пути подтверждает приоритет регионального направления в качестве основного вектора внешней политики Исламабада на ближайшую перспективу.

Характеризуя КПЭК как флагманский проект, Исламабад ставит две приоритетные цели:

  • рост ВВП страны на 3%, оптимизация торгового потенциал и повысшение энергетической безопасности;
  • выполнение функции катализатора экономической интеграции в регионе, направленной на укрепление отношений с Китаем и соседними государствами.

Разворот Пакистана в сторону региона ставил целью улучшение отношений с ближайшими соседями – республиками Центральной Азии и Россией, как на двусторонней основе, так и в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Планируется широкое развитие торгово-экономических связей, а также совместные действия в борьбе с терроризмом, экстремизмом и наркотрафиком.

Дипломатический успех администрации премьер-министра Наваз Шарифа на китайском направлении «нейтрализуется негативным влиянием отрицательных факторов» или вызовов, как их характеризует С.Азиз: отношениями с пограничными Афганистаном и Индией.

В целях улучшения отношений с Афганистаном Пакистан предпринял ряд мер, которые направлены на обеспечение собственной безопасности и поддержание мирного добрососедства. К ним относятся: поддержка процесса афганского примирения, меры пограничного контроля и пр. Но именно подходы Исламабада, которые, по заявлениям официальных лиц Кабула, ставят целью расширить зону своего влияния в Афганистане, полностью отвергаются руководством этой страны.

Отношения с Индией намного сложнее. Пакистану не удалось нейтрализовать ряд шагов Нью-Дели, направленных на изоляцию Исламабада в регионе. Например, ее усилиями была отложена на неопределенное время   очередная конференция стран-членов СААРК.  Помимо нерешенности на протяжении почти семидесяти лет Кашмирской проблемы, недавнего обострения ситуации на линии контроля, Исламабад  обеспокоен  ростом военных расходов Индии. Это, по его мнению, ведет к дисбалансу уровня стратегических вооружений в Южной Азии.   Одновременно Исламабад бьет тревогу, призывая мировую общественность избегать преференциального и дискриминационного подхода при рассмотрении заявок Индии и Пакистана в Группу ядерных поставщиков. В последние годы Индии удалось повысить свой авторитет на международной арене и расширить торгово-экономические и военные связи со странами Персидского залива, традиционной зоне влияния Пакистана.

Вызовы со стороны Афганистана и Индии, остроту и длительность которых Исламабад не мог просчитать в 2013 году, «заставили» его также отложить на неопределенное время реализацию региональных проектов,  планируемые маршруты которых  проходят  через территорию Афганистана: газопровода Туркменистан-Пакистан-Афганистан-Индия (ТАПИ), CASA 1000, Ирано-пакистанского газопровода и автомагистрали Торхам-Джелалабад-Кабул.  

Переформатирование внешнеполитических ориентиров Пакистана, приоритет в которых отдан региону, на современном этапе подчинено одному крупному проекту – КПЭК. Планируемые китайские инвестиции (51 млрд долл.) направляются в первую очередь в энергетический сектор,   инфраструктуру провинций, увеличение числа рабочих мест.  В полном объеме проект заработает к 2025 году.  Но уже в настоящее время он вызывает критику в первую очередь со стороны Индии (маршрут проходит по спорным районам Кашмира и Гилгит-Балтистана). Таким образом, в процессе реализации КПЭК формируется новый вызов для Пакистана – поддержание режима безопасности самого трека, а также сухопутных и морских границ страны.

Календарь ИВ РАН

Сентябрь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 1 2 3 4 5 6

Анонсы

20 сентября – 10 октября 2019 года
IX Международный форум «Ислам в мультикультурном мире»
Приглашаем Вас принять участие в работе IX Международного форума «Ислам в мультикультурном мире», который состоится в Казанском (Приволжском) федеральном университете на базе Института международных отношений (г. Казань, ул. Пушкина, д. 1/55) в ориентировочные сроки – с 20 сентября по 10 октября 2019 г. (точные даты будут объявлены дополнительно). Организаторы форума: Казанский (Приволжский) федеральный университет, Институт востоковедения Российской академии наук, Центр исламоведческих исследований Академии наук Татарстана
26 – 27 сентября 2019 года
Международная научная конференция «Победа на р. Халхин-гол (1939): в поисках исторической истины»
посвященная 80-летию победы советско-монгольских войск над маньчжуро-японскими войсками
28 – 30 октября 2019 года
Конференция "Письменные памятники Востока: проблемы перевода и интерпретации"
Дорогие коллеги, отдел памятников письменности народов Востока ИВ РАН приглашает принять участие в IX проблемно-методологической конференции "Письменные памятники Востока: проблемы перевода и интерпретации". В этом году конференция пройдет 28–30 октября 2019 г. в Институте востоковедения РАН. Оргкомитет принимает тезисы объемом до 2000 знаков на русском и английском языках до 30 сентября 2019 г. e-mail: goriaeva@mail.ru
25 – 27 ноября 2019 года
Конференция «Древность: историческое знание и специфика источника»
25-27 ноября 2019 г. ФГБУН Институт востоковедения Российской Академии наук (ИВ РАН) организует XI научную конференцию «Древность: историческое знание и специфика источника», посвящённую памяти Эдвина Арвидовича Грантовского и Дмитрия Сергеевича Раевского.

Новые статьи

Спор между Японией и Южной Кореей может нанести еще один удар по мировой экономике
Токио и Сеул вышли на тропу торговой войны
Йеменский кризис может нанести удар по мировой экономике
Война в стране приобретает все более непредсказуемый характер
Станет ли ИГ "третьей силой" в Ливии
Группировка расширяет масштаб операций на севере Африки

ИВ РАН в СМИ