ИВ РАН

Статьи

Йемен: кризис достиг красной черты?

Серебров Сергей Николаевич

 

13 марта 2017 г. МИД РФ инициировал слушанье в Совете Безопасности ООН в связи с наступательной операцией саудовской коалиции в Ходейде, которую большинство членов СБ признало ведущей к дальнейшей эскалации йеменского гуманитарного кризиса, названного вновь 10 марта 2017 г. главой Гуманитарного Комиссариата ООН Стивеном О’Брайаном “крупнейшим гуманитарным кризисом в мире”. Спустя несколько дней директор глобальной программы Международного Красного Креста Доминик Стиллхарт предупредил, что осталось максимум 3-4 месяца, чтобы спасти миллионы голодающих в Йемене и еще трех странах Африки - Сомали, Южном Судане и северо-восточной Нигерии. Речь в его докладе шла о 20 миллионах человек во всех четырех странах, но почти такая же цифра звучала в докладе О`Брайана накануне применительно только к числу постоянно нуждающихся в международной помощи йеменцев.  Более трети из них голодная смерть грозит уже в ближайшие месяцы.

Но предупреждения и тревоги ООН по поводу ситуации в Йемене, похоже, не влияют на деятельность возглавляемой саудитами коалиции. Спикер саудовского военного командования (СВК), бригадный генерал аль-Асири допустил возможность блокирования порта Ходейда уже в ближайшие дни. Его не смущает, что через этот порт в охваченную блокадой и бомбардировками страну поступает более 70% международной гуманитарной помощи, помогая выживать миллионам йеменцев.

Отчего СВК так спокойно и уверенно преодолевает оказываемое мировым сообществом давление, вызванное давно перешедшими за все мыслимые грани нарушения международных гуманитарных норм в Йемене? Не потому ли, что вопрос, какой именно стороне конфликта ООН вынесет обвинение, по большому счету, остался открытым? Чему научили все многочисленные прецеденты массовой гибели гражданского населения под саудовскими бомбами в Йемене, которые сопровождают операцию "Буря решимости" с ее первых дней? Откуда Королевство Саудовской Аравии (КСА) черпает уверенность в возможности ухода от ответственности за любые события в этой стране?

В конечном итоге от ответа на эти вопросы зависят шансы предотвращения взрыва той самой "тикающей бомбы", о которой еще в мае 2015 г. предупреждал бывший Генсек ООН Пан Ги Мун - гуманитарной. Потому что, на кого бы ни пала ответственность с точки зрения международного права, в дело вступят древние обычаи Аравии и ситуацию уже ничто не сможет остановить.

К большому сожалению, простого и ясного ответа на эти вопросы в данном случае нет. Развязанная саудовской коалицией в марте 2015 г. война может стать классическим примером конфликта гибридного типа, который при желании можно интерпретировать и как агрессию, и как гражданскую войну, и как контртеррористическую операцию, и как еще десяток других разновидностей конфликтов, для каждого из которых найдутся свои аргументы. В случае Йемена, как это наблюдалось и в других ближневосточных ситуациях, довольно широкие возможности такого типа закладывались в сами международно-правовые документы, которые ловко соединяли "обеспокоенности" войной и "призывы" к ее скорейшему прекращению с легитимацией насилия де-факто и полным смешением правых и неправых сторон и мотивов конфликтов.

Если исходить из приоритета воли йеменского народа, то сам факт контроля правящего в Сане альянса хуситов и бывшего президента Али Абдаллы Салеха над большей частью территории Севера Йемена на протяжении двух лет, не говоря уже о функционировании законных органов власти и лояльности руководству Саны костяка регулярной йеменской армии, должно быть достаточным для признания его легитимности. В связи с этим можно по крайней мере усомниться в обоснованности обвинений СВК, что Таиз, Ходейда, Ибб, Сана и другие крупнейшие города страны, продолжают находиться в руках "путчистов".

 Лозунг возвращения всех этих городов "законной власти", которой, согласно определению Резолюции СБ ООН 2216 (апрель 2015), считается временный президент Хади, мог бы при здравом подходе быть квалифицирован лишь как предлог для продолжения войны. Хорошо известно, что полномочия Хади, продленные однажды в 2014 г. парламентом страны, уже закончились в феврале 2015 г., а текущая роль Хади в конфликте не выдерживает никакой критики. Его "законность" держится исключительно на принятой в апреле 2015 г. Резолюции, которую в Йемене никто не одобрял и чьи положения кардинально разошлись с реальными процессами в самом Йемене. Рассчитанная на 40 дней война затянулась на два года и сегодня реально угрожает безопасности громадного региона, включая зону международного Баб-эль-Мандебского пролива.

Чего стоит один только недавний отказ участников коалиции, воюющей "на стороне Хади" и контролирующей Аден, разрешить посадку самолета с президентом Хади на борту! Но это лишь один из "мелких" примеров отсутствия какого-либо влияния Хади внутри расколотой на Север-Юг страны. Можно было бы привести и обвинения в адрес Хади в причастности к сотрудничеству с Аль-Каидой на Аравийском полуострове (АКАП), которые звучали на полосах издаваемой в Лондоне эмиратской газеты Аль-Араб. Тем не менее, Резолюция СБ ООН сохраняет силу. Она позволяет СВК выдать атаку на Ходейду за часть общей "освободительной операции" на благо йеменского народа.  СВК не страшит вероятная массовая гибель йеменцев от голода и от неминуемой эскалации боевых действий на всех фронтах, потому что вина за все эти преступления может быть перенесена на самих умирающих йеменцев и отказавшийся от капитуляции правящий в Сане альянс.

Но и это еще не все. Выявившиеся в ходе войны противоречия между Саудовской Аравией и ОАЭ вносят дополнительный драматизм в йеменский конфликт. Если раньше эти противоречия концентрировались исключительно на Юге страны, где КСА сделало ставку на движение Ислах и салафитские группировки, сотрудничавшие с АКАП и ИГИЛ, а ОАЭ - на их ярого противника - Хирак (сепаратистское Мирное Движение Юга), то участие южан и ОАЭ в операции "Золотое копье" в Тихаме (на участке Таиз-Моха-Ходейда) перенесли его на новую почву - на Север, где КСА, вероятно, предполагает обставить своего партнера ценой гуманитарной катастрофы. Действительно, если она случится, то КСА получит отличный шанс возложить всю вину на ОАЭ, если конечно, ООН откажется принять за основу тезис о "законности" умерщвления миллионов йеменцев ради их освобождения.

Сохраняющаяся неразбериха с базовыми представлениями о процессах, происходящих в Йемене открывает возможность для самых мрачных сценариев дальнейшего развития конфликта. Инициатива России в СБ ООН о передаче йеменского досье в более "нейтральные", чем Великобритания, руки в 2016 г. не увенчалась успехом. Это позволяет допустить, что США и Великобритания будут и дальше поддерживать губительную игру КСА в Йемене даже в случае реализации наихудшего с точки зрения гуманитарных последствий ее исхода. В случае, если Йемен окажется перед фактом приобретения всех возможных геополитических выгод от военной кампании только КСА, тогда йеменцы, причем теперь уже не только северные, начнут активно искать новый противовес своему грозному историческому сопернику, обратившись, скорее всего, к его главным региональным противникам.

Инициирование Россией в СБ ООН обсуждения йеменского досье может предотвратить катастрофу и вернуть Йемен на путь восстановления мира, суверенитета и границ, только в том случае, если оно закончится не очередными призывами враждующих сторон к миру, а принятием новой базовой Резолюции по ситуации в Йемене с учетом уроков войны, в которой требование о предотвращении надвигающейся гуманитарной катастрофы и немедленном прекращении блокады и боевых действий станут абсолютным приоритетом.

Календарь ИВ РАН

Май 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6

Анонсы

17 мая 2021 года
Научная межинститутская конференция «Страны ЮВА и ЮТР между Пекином и Вашингтоном»
Центр Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании Института востоковедения Российской академии наук приглашает вас принять участие в Научной межинститутской конференции «Страны ЮВА и ЮТР между Пекином и Вашингтоном»
19 мая 2021 года
Презентация книг Отдела изучения Израиля и еврейских общин ИВ РАН
19 мая 2021 г. в 16:00 в Зале Ученых Советов ИВ РАН пройдет презентация книг Отдела изучения Израиля и еврейских общин ИВ РАН:
монография Д.А. Марьясиса «Инновационная экономика как основа участия Израиля в современной системе международных экономических отношений»,
монография Е.Э. Носенко-Штейн «Реформистский иудаизм в России: есть ли у него будущее?»,
две коллективные монографии с участием российских и израильских авторов «Современный Израиль: языки, общество, культура» (отв. ред. Е.Э. Носенко-Штейн, Д. Соболев) и «Роль женщины в еврейском мире» (отв. ред. Л.Р. Хлебникова).
20 мая 2021 года
Лекция Прудникова В.В. и Гончарова Е.Ю. «Арабо-норманнский стиль в архитектуре Сицилийского королевства»
Лекторий «Мир Востока» продолжает работу в очном режиме.
26 – 27 мая 2021 года
Конференция «События 1971 года и новый международный порядок в Южной Азии. Взгляд через полвека»
Центр индийских исследований и Центр изучения стран Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН приглашают коллег на конференцию «События 1971 г. и новый международный порядок в Южной Азии. Взгляд через полвека», которая состоится 26-27 мая 2021 года в Институте востоковедения РАН.

Новые статьи

Почему в Сирии уничтожают сторонников национального примирения
В стране наблюдается новый всплеск террористических актов
Беды Ближнего Востока
Регион переживает один из самых нестабильных периодов в новейшей истории
Талибы в тюрьмах препятствуют межафганскому диалогу
Для начала переговоров необходимо прекратить насилие

ИВ РАН в СМИ