Статьи

Марокко: продвижение программы реформ способствует экономическому росту

Восточная аналитика '2017, №3

 

Марокканская экономика в 2014-2016 гг. росла более быстрыми темпами, чем в Египте и Тунисе. В то же время власти страны добились определенных успехов в сокращении дефицитов государственного бюджета и баланса текущих операций путем уменьшения так называемых топливных субсидий. Следует отметить, что они были введены в королевстве в 2000 г. По мере роста нефтяных цен ассигнования на субсидии увеличились с 2,5% ВВП в 2000 г. до 6,5% в 2012 г., что ложилось тяжелым бременем на госбюджет. Поэтому правительство начало проводить реформирование этой сферы, поднимая с июня 2012 г. розничные цены на дизельное топливо, газолин и мазут. В результате экономия составила 0,7% ВВП в указанном году. Субсидии были еще более значительно сокращены в соответствии с программой, завершенной в январе 2012 г. По оценке рейтингового агентства Fitch Ratings, на субсидии приходилось лишь 4,4% ВВП в 2015 г.

Учитывая, что экономический рост королевства находился на уровне, который обеспечивал снижение фискального дефицита, а также продвижение в стране программы реформ, МВФ в июле 2014 г. предоставил Марокко кредит в 5 млрд. долл. США. Ранее Катар, Саудовская Аравия и ОАЭ выделили Марокко финансовую помощь в аналогичном объеме.

Правительство страны планирует снизить дефицит государственного бюджета с 4,3% ВВП в 2015 г. до 3% в 2017 г., согласно данным МВФ. При этом государственный долг Марокко сохранится на достаточно высоком уровне. Как предполагает Fitch Ratings, к 2018 г. этот показатель удастся уменьшить лишь до 43% ВВП (в 2014 г. – 49,2%), если прирост ВВП в обозримой перспективе будет не ниже 4-5% в год.

Что касается темпов экономического роста Марокко в среднесрочной перспективе, то эксперты МВФ надеются, что благодаря последовательной реализации реформ и ожидаемому восстановлению спроса на марокканскую продукцию со стороны стран Евросоюза, они стабилизируются в пределах 5,0-5,5%. В предшествующие годы прирост ВВП страны в реальном выражении колебался в диапазоне от 2,7% в 2012 г. до 4,4% в 2013 г. и 3,6% в 2014 г.

С другой стороны, чрезмерная зависимость от конъюнктуры на европейских рынках является серьезной проблемой для марокканской экономики. Согласно данным МВФ, почти 60% экспорта королевства приходится на страны еврозоны. Кроме того, основным двигателем экономического роста в Марокко в последние годы являлось сельское хозяйство, доля которого в производстве ВВП страны, по данным Министерства экономики и финансов, составляет около 20%. Поэтому правительство королевства поставило задачу, наряду со стабилизацией финансового положения, продолжать диверсификацию своей экономики, одновременно снижая зависимость от экспорта на рынки стран-членов Евросоюза и от сельскохозяйственного сектора. Для достижения поставленных целей страна взяла курс на развитие индустриальной базы и повышение конкурентоспособности как в традиционных отраслях промышленности (химическая, текстильная, пищевая, добыча и обработка фосфатов), так и в новых для страны областях (автомобилестроение, производство электротоваров и комплектующих для авиационной техники, сбор и утилизация отходов, телекоммуникации и информационные технологии).

Как известно Марокко удовлетворяет 30% мирового спроса на фосфаты, которые необходимы для производства фосфорных удобрений. Государственная компания «ОСР» в последние годы начала реализацию программы стоимостью 6,3 млрд. евро с целью удвоить добычу фосфатов к 2020 г. и повысить квоту их обработки до 80%. По мнению ряда экспертов, растущий экспорт фосфоритов может повысить его роль в качестве крупного источника свободно конвертируемой валюты для королевства. Развитие новых видов индустрии также позволяет стране не только диверсифицировать источники доходов, но и создавать рабочие места.

Перспективной отраслью хозяйства Марокко является автомобилестроение. Правительство оказывает поддержку предприятиям этой отрасли посредством предоставления налоговых льгот, устранения бюрократических барьеров, а также путем создания выгодных условий для строительства заводов на территории страны иностранным компаниям. Примером успешности такой политики явился ввод в эксплуатацию в 2012 г. французской компанией «Рено» завода в Танжере производительностью 170 тыс. автомобилей в год. Вместе с производством на заводе в Касабланке мощности производителей автомобилей в стране выросли до 400 тыс. шт. в год. Важно отметить, что расположенный в свободной торговой зоне завод в Танжере может вывозить автомобили в Европу без уплаты экспортной пошлины.

Сектор по производству комплектующих для авиационной техники Марокко включает более 100 фирм, расположенных в свободной зоне Midpark, вблизи аэропорта «Касабланка». Согласно данным Office des Changes, выпуск продукции в этом секторе увеличивался на 15-20% в год в 2014-2015 гг.