ИВ РАН

Статьи

Аль-Азхар и Арабская весна

Москалец Оксана Владимировна

 

В истории Египта Университет играет выдающуюся роль не только как просветительский центр, но и как сила, столетиями формирующая интеллектуальный потенциал египетского общества. Именно улемы во главе с шейхами аль-Азхара традиционно выступали духовными вождями и наставниками молодого поколения.

Нынешний Шейх и Великий имам Университета Ахмад М. Тайиб - один из самых умеренных суннитских духовных лиц в Египте. Как сторонник Мубрака, он неоднократно подвергался критике режимом Мурси также и за выступления против исламского радикализма, но всегда утверждал, что аль-Азхар никогда не станет полем для пропаганды взглядов и убеждений Братьев-мусульман, хотя они и смогли закрепиться в среде учащихся, особенно в студенческих комитетах.

С июня 2013 г. в Египте начались массовые протесты против Мурси. И  аль-Азхар стал в то время стратегическим союзником нового военного режима во главе с Абдель Фаттахом ас-Сиси по трём ключевым моментам: поддержке армии, нейтрализации исламистской оппозиции и созданию позитивного образа религиозной модернизации. Великий имам обосновал свои действия тем, что был "вынужден, по шариату, выбрать меньшее из двух зол". Искусно лавируя, он остается у власти во время грозных политических событий и олицетворяет умеренный, ислам, пытаясь ввести  его в русло терпимости и высокой духовности.

Эта тема была поднята в аль-Азхаре в 2011 г., вскоре после начала беспорядков в Египте. Тогда был опубликован документ «Будущее Египта» о принципах отношений между исламом и государством. Это были 11 пунктов, которые прокламировали ключевые элементы либерального режима – демократию, свободу вероисповедания и убеждений, права женщин и детей. Демократия рассматривалась в нем с точки зрения классической исламской Шуры как единственно приемлемый метод принятия решений. Документ поддерживал создание современного демократического правового государства, основанного на разделении властей. В нем также содержался призыв к восстановлению самостоятельности аль-Азхара и отделения его от государства.

В том же году был  издан документ "Арабская весна" об отношениях между правителем и подданными. В нем отмечалось, что силовое противодействие любому мирному протесту и кровопролитие дискредитируют правящий режим и лишают его законности. «Если власть упорствует в тирании….,  то угнетенные слои обретают право свергнуть деспотичных правителей, привлечь их к ответу и, при необходимости, изменить систему власти в целом».

В январе 2012 г. аль-Азхар издал третий документ «Система исламских свобод». В нем  признаётся  право на четыре основные свободы - вероисповедания, выражения мнений, научных исследований и художественного творчества. Резко осуждался «такфир»  поскольку радикал-исламисты использовали его для обвинения в отступничестве и придания анафеме любого человека без надлежащей правовой процедуры. Четвертый документ, "Отказ от насилия», появился 31 января 2013 г. и был подписан представителями разных политических сил, включая Братьев-мусульман. Его цель состояла в том, чтобы остановить вспыхнувшее на тот момент насилие, приведшее к десяткам смертей. Выступая  с такими призывами к умеренности и либерализму, аль-Азхар предполагал воспользоваться возникшей исторической возможностью и восстановить свой былой статус и независимость от исполнительной власти.

Между тем, со времени свержения Мурси университет стал одной из «горячих точек» Египта. Ухудшение стандартов преподавания, снижение уровня образования и ослабление общего контроля облегчили доступ в университет наиболее жестких исламистских групп от Братьев-мусульман до салафитов. Ещё одной причиной роста их влияния было то, что экстремисты помогали многочисленным студентам из нищих деревень дешевым жильем и деньгами. Радикалы  активно работали и в иностранных землячествах.  К тому же многие экстремисты окончили аль-Азхар и получили здесь ученые степени, что еще более усиливало их влияние на тех студентов, которые изначально не были  сторонниками Великого имама.

С момента  запрета уличных протестов волна студенческого недовольства военным режимом переместилась в студенческие кампусы, куда с 2009 г.  силы безопасности  не допускались. Однако в феврале 2014 г. в связи с обострением борьбы с экстремизмом запрет был снят.

В стенах же аль-Азхара продолжала зреть студенческая оппозиция новому режиму. Только за один 2013/14 год в столкновениях  два студента были убиты, 40 временно отстранены от занятий, 200 исключены за насилие и саботаж и 45 осуждены на сроки до 17 лет по обвинению в участии в несанкционированных демонстрациях и в принадлежности к Братьям-мусульманам.

Но даже в такой исключительно напряженной ситуации Великий имам сумел найти правильную линию поведения  со студенческой массой и властью. Своим авторитетом он старался воспрепятствовать скатыванию студенчества к салафитской идеологии, как-то локализовать экстремизм и воспользоваться положением, когда военные должны были демонстрировать приверженность демократическим действиям. В результате новая конституция Египта 2014 г. провозгласила университет «независимым научным исламским учреждением», что  в общем можно признать весьма серьезным завоеванием. Тем не менее, едва ли это достижение может считаться абсолютным, учитывая тот факт, что финансирование его остается прерогативной государства. 

На волне событий в 2015 г. аль-Азхар вышел с инициативой стратегии развития, включающей обновление содержательной стороны учебных программ и противодействия экстремизму. Среди прочего, она предполагает запуск сетевых ресурсов для борьбы с экстремистскими  сайтами, привлечение молодых проповедников аль-Азхара к работе с молодёжной аудиторией; использование  новейших технологий воздействия на массовое сознание, а также ревизию образовательных программ аль-Азхара с акцентом на толерантность и милосердие; развертывание пропаганды заграничных представительств аль-Азхара и участие в ней выпускников университета за рубежом; созыв при его участии Всемирной конференции по проблемам ислама.

Календарь ИВ РАН

Октябрь 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Анонсы

19 – 20 октября 2021 года
Международная научная израилеведческая конференция "Чтения имени А.Е.Бовина"
Отдел изучения Израиля и еврейских общин ИВ РАН в партнерстве с посольством Государства Израиль в России и Институтом исследования национальной безопасности (INSS) приглашает принять участие в I израилеведческой конференции ИВ РАН – Чтениях имени А.Е.Бовина «Контуры трансформаций в израильской политике, дипломатии и обществе», которые пройдут 19-20 октября 2021 г.
20 – 21 октября 2021 года
«100 лет дипломатических отношений между Россией и Монголией: от дружественных отношений к всеобъемлющему стратегическому партнерству»
20–21 октября 2021 г. в Институте востоковедения РАН состоится международнаянаучная конференция «100 лет дипломатических отношений между Россией и Монголией:от дружественных отношений к всеобъемлющему стратегическому партнерству».
21 – 22 октября 2021 года
Международная научная конференция «Археология Древнего Востока»
21–22 октября 2021 году на базе ФГБУН «Институт востоковедения РАН»(Рождественка, 12) состоится международная научная конференция «Археология Древнего Востока».
21 октября 2021 года
Лекция Пале С.Е. «Удивительная история Острова Пасхи: загадки прошлого и современность»
Лекторий «Мир Востока» продолжает работу в очном режиме.

Новые статьи

Почему в Сирии уничтожают сторонников национального примирения
В стране наблюдается новый всплеск террористических актов
Беды Ближнего Востока
Регион переживает один из самых нестабильных периодов в новейшей истории
Талибы в тюрьмах препятствуют межафганскому диалогу
Для начала переговоров необходимо прекратить насилие

ИВ РАН в СМИ