Статьи сотрудников ИВ РАН
“Шелка занданечи”: история мифа
Восток. Афро-азиатские общества: история и современность '2017, №6, с.48-60
Объем издания: С. 48–60
DOI: 10.7868/S086919081706005X
В конце 1950-х гг. на шелке из Собора Нотр-Дам в Юи (Бельгия) была обнаружена чернильная надпись. Расшифровка надписи лингвистом В. Хеннингом и ее интерпретация историком текстиля Д. Шеперд привели к идентификации шелка как ткани занданечи, название которой было известно по письменным источникам. На этом основании аналогичные по технике изготовления и дизайну средневековые шелка, хранившиеся в европейских соборах, а позднее и большой массив тканей с Северного Кавказа были отнесены к занданечи. Считалось, что все шелковые ткани были произведены в одном центре, функционировавшем в VII в. в районе Бухары. Между тем самые ранние сведения о ткани занданечи содержатся в сочинении Наршахи “История Бухары” (Х в.), где она характеризуется как хлопковая материя. Однако, начиная с Д. Шеперд, несоответствия между свидетельствами письменных источников, говорящих о хлопке занданечи, и слабой доказательной базой в пользу существования шелков занданечи либо сознательно игнорировались, либо ему давались различные гипотетические объяснения, поддерживавшие миф о шелках занданечи. В результате недавнего исследования английских специалистов Н. Симс-Вильямса и Дж. Хана установлено, что и сама надпись на шелке из Юи расшифрована неверно. Таким образом, атрибуция значительного количества средневекового текстиля из северокавказских археологических памятников и средневековых европейских соборов должна быть пересмотрена.
Ключевые слова: Занданечи, археологический текстиль, средневековые письменные источники, Наршахи, Северный Кавказ, скальные могильники, Согд, средневековые шелковые ткани.
Календарь ИВ РАН
Январь 2025 | ||||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
30 | 31 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 1 | 2 |