Статьи
К вопросу о “крепостных церковных феодалов” в дореволюционной Монголии
Восток. Афро-азиатские общества: история и современность '2018, №1, с.23-30
Объем издания: С. 23–30
DOI: 10.7868/S086919081801003X
Распространено мнение, что в Монголии до социалистических преобразований в ХХ в. существовало крепостное право. Простой народ (араты) включал албату – податных, которые несли повинности на нужды государства и администраций хошунов (удельных княжеств); хамджилга – подданных феодалов; шабинаров – работавших на высших лам. Считается, что все араты в Монголии были крепостными. Но есть и другие оценки. Например, известный монголовед В. Котвич называл шабинаров данниками духовных лиц. Другой очевидец писал, что отношения хамджилга со своими феодалами были очень близкими и даже приятельскими, и у них “нет ничего общего, что связывается у нас с представлениями о крепостном праве”. В последние годы ряд монголоведов говорит лишь о зависимости аратов от феодалов. Но в большинстве работ их статус декларируется как крепостной. Сравнительный анализ данных о положении крепостных Рос-сии, Европы и аратов-шабинаров дореволюционной Монголии пока-зал, что шабинары не были крепостными. Высших лам дореволюци-онной Монголии некорректно считать феодалами.
Ключевые слова: крепостничество, крепостное право, Монголия, араты, феодалы, феодализм, ламы, буддийская церковь, буддизм, социальная структура общества.
Календарь ИВ РАН
Апрель 2024 | ||||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |