ИВ РАН

Семинары

22 мая 2024 года

Доклад к.ф.н. Г. В Стрелковой «Женские образы в творчестве писателя хинди Джаянендры Кумара»

Доклад к.ф.н. Г. В Стрелковой «Женские образы в творчестве писателя хинди Джаянендры Кумара» Доклад к.ф.н. Г. В Стрелковой «Женские образы в творчестве писателя хинди Джаянендры Кумара»

 
В Отделе литератур народов Азии ИВ РАН прошел очередной семинар "Литературный контекст. Актуальные проблемы современного литературоведения"

Участники: сотрудники Отдела литератур, приглашенные гости: к.и.н. Смирнова Е.В. ЦИОПСВ, к.и.н. Кочеткова Е.В. ЦЮВА и АО, к.ф.н.Кривец Е.А. Отдела сравнительного культуроведения.

В индийском романе, который сформировался как жанр лишь во второй половине 19 века, существует несколько традиционных типов героинь. Это – богиня или же истинная, преданная жена и возлюбленная. Она подобна эпической Сите, супруге Рамы-воплощения бога Вишну. Это и Мать-Родина (Бхарат-Мата), которая могла вдохновить индийцев в их борьбе против колонизаторов. К концу 19 века к этим героиням добавился образ падшей, несчастной и страдающей женщины, которую общество, осознав свою вину и долг перед ней, должно спасти от падения, просветить и научить быть полезной самому обществу. Характер подобной героини был своеобразным развитием образа традиционной вейшьи – гетеры, ей следовало соответствовать новому времени, эпохе Просвещения. Но некоторые из таких героинь были готовы сами прийти на помощь страдающему герою и спасти его. Во многих романах хинди первой половины 20 века мы находим тех, кого можно назвать духовными сестрами Сонечки Мармеладовой. Даже опустившись «на дно» общества – как правило, не по своей воле – они остаются духовно чистыми и нравственными, готовыми пострадать за других. В статье рассматриваются образы героинь Джаянендры Кумара (1905-1988), который считается родоначальником психологического романа хинди. Он часто говорил и писал о своем интересе к произведениям Достоевского, о том, что он учится у этого русского писателя. В нескольких его романах, названных именами главных героинь («Сунита», «Кальяни», «Сукхада»), а также романе "Прошение об отставке" (Тъягпатр) можно обнаружить влияние Достоевского. Писатель хинди использует сходные приемы в изображении персонажей, их взаимоотношений, духовных поисков, переживаний. Романы Дж. Кумара драматургичны, часто строятся на диалогах, и в них раскрывается судьба индийской женщины, напоминающей «вечную Сонечку».


Другие семинары