ИВ РАН

Институт востоковедения РАН в средствах массовой информации

Могут ли «чалмоносцы» дискутировать с «реформаторами»?

30 января 2018 года

Со времени торжества идеологии воинствующего атеизма исламская богословская мысль в России практически не развивалась. Первые десятилетия религиозных свобод также не отмечены новыми изысканиями представителей российской исламской уммы в области богословия.

Однако запрос на то, чтобы осмыслить положение современных мусульман в России с богословской точки зрения, всегда существовал и без преувеличения в последние годы обострился до предела.

И зачинателями в этом процессе выступили не исламские клерикальные круги, которым дискуссия по богословским вопросам по большому счету не интересна, а представитель научного сообщества – профессор Института востоковедения РАН Тауфик Ибрагим, а также его ученики – бывший первый заместитель муфтия Татарстана Рустам Батров и экс-функционер Совета муфтиев России Арслан Садриев. Есть у профессора Ибрагима и другие почитатели, но наиболее последовательно его идеи в медиа-пространство транслируют именно Батров и Садриев. Стоит отметить, что их взгляды далеко не всегда можно назвать традиционными, по крайней мере с точки зрения большинства практикующих верующих мусульман. Основываясь на том, что в Коране четко не зафиксированы многие вопросы ибадата (молитвенного поклонения) и акыды (вероубеждения), они считают это неслучайным. По их мнению, Всевышний в своей мудрости четко не обозначил некоторые моменты потому, что мир изменяется, и некая свобода в толковании религиозных догм позволяет мусульманам лучше приспособиться к меняющимся обстоятельствам земной жизни. Они не оригинальны в этой трактовке. За сто лет до них подобные идеи высказывал татарский исламский просветитель Муса Бигиев и точно также эти взгляды вызвали осуждение у некоторых мусульман. Впрочем, Тауфик Ибрагим и не скрывает, что подчерпнул многие идеи у Бигиева…

… Однако суть состоит в том, что Тауфик Ибрагим, будучи светским ученым, выдвигает аргументы, подчерпнутые как из богословских, так и из научных источников – в отличие от богословов, которые опираются только на религиозные тексты. Он предлагает, если угодно, оформленную научную гипотезу, опирающуюся на определенные факты, которые по-другому заставляют взглянуть на, казалось бы, хорошо знакомые религиозные постулаты. И вовсе не обязательно, чтобы гипотеза оказалась верной: при наличие контраргументов ее легко опровергнуть. Но тем более удивителен тот факт, что никто даже и не пытался всерьез это сделать. Подобный ход событий бросает тень, прежде всего на официальные клерикальные круги. Уж кому, как не им, профессионалам и знатокам в религиозных вопросах, выступающим от имени многих миллионов отечественных мусульман и представляющих в России одну из мировых религий, расставить все точки над I и объяснить, как надо понимать ту или иную религиозную догму, как она преломляется в современных условиях или. В крайнем случае, если до этого какие-то вопросы не рассматривались, то исследовать их с разных сторон, и вынести обоснованную фетву…

Ибрагим Тауфик Камель

Читать полностью первоисточник: «IslamNews»

 

Все новости ИВ РАН в СМИ >>

Календарь ИВ РАН

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31