ИВ РАН

Сотрудники Института востоковедения РАН

Ибрагим
Тауфик Камель

доктор философских наук, профессор

Институт востоковедения РАН » Центр арабских и исламских исследований » главный научный сотрудник

Журнала «Ориенталистика» » Редакционная коллегия » член редакционной коллегии

Научные интересы

Ранняя история ислама, классическая мусульманская теология и философия, мусульманское реформаторство

Биография

Механико-математический факультет МГУ (1967-1973 гг.; с отличием); аспирантура Философского факультета МГУ (1975-1978 гг.); стажировка/докторантура Института философии АН (1981-1984 гг.).

1983-1992 гг. - переводчик в издательстве «Прогресс»

1992-2011гг. - профессор МПГУ; 1995 - 2012 гг. - вед.н.с. ИВ; с 2012 г. - гл.н.с. ИВ.


«Жизнь пророка Мухаммада» - лауреат ежегодного национального конкурса «Книга года», организованного Федеральным комитетом по печати и массовой коммуникации (2010);

Сопредседатель научного совета РАН «Роль религий в истории»;

Заместитель председателя экспертного совета ВАК по специальности «Теология».

Список основных публикаций

Осн. публикации по исламоведению

а) 24 cтатьи в «Большой российской энциклопедии» (М., 2004-2017).

б) 37 статей в энциклопедическом словаре «Ислам на европейском Востоке» (Казань, 2004).

в) 25 Статей в «Новой философской энциклопедии» ( М., 2000–2001).

г) 39 cтатей (в соавт. с А.В. Сагадеевым) в: «Ислам. Энциклопедический словарь» (М., 1991).

 

  1. Об ответе Ибн-Рушда на газалийскую критику философии (в соавт. с. Н.В. Ефремовой). Minbar. Islamic Studies. 2020;13(2).
  2. Ибн-Рушд (Аверроэс). Несостоятельность Несостоятельности (части I-IV; перевод; в соавт. с. Н.В. Ефремовой) // Minbar. Islamic Studies. 2020 (13/3-4), 2021 (14/1-2).
  3. Джизйа как постпророческий институт // Ислам в современном мире. 2019 (15/4), 2020 (16/2-3), 2021 (17/2)
  4. Имена Бога согласно исламу. М.: Медина, 2019. 
  5. Об авиценновской рецепции «Категорий» Аристотеля (части I-III; в соавт. с. Н.В. Ефремовой) // Ориенталистика. 2020 (3/2-4). 
  6. Ибн-Сина (Авиценна) Указания и напоминания [Раздел по метафизике] (части I-V; перевод; в соавт. с. Н.В. Ефремовой) // Ориенталистика. 2018 (1/2-4), 2019 (2/1-3).
  7. Ибн-Рушд (Аверроэс). О методах обоснования принципов вероучения (части I-V; перевод; в соавт. с. Н.В. Ефремовой). Minbar. Islamic Studies. 2018 (11/3-4), 2019 (12/1-4).
  8. аль-Фараби. Трактат «О разуме» (перевод). Ориенталистика. 2019 (2/4).
  9. О концепции извечного творения // Ислам в современном мире. 2018 (14/3).
  10. К дискуссии вокруг хадиса о создании Адама по образу Бога // Ислам в современном мире. 2018(14/4)
  11. О любви как фундаментальном атрибуте Бога в теологии Ибн-Сины (в соавт. с. Н.В. Ефремовой). Minbar. Islamic Studies. 2018 (11/2).
  12. Ибн-Сина. О любви (перевод; в соавт. с. Н.В. Ефремовой). MinbarIslamic Studies. 2018 (11/2).
  13. Принципы аллегорической экзегетики согласно фалсафе // Ислам в современном мире. 2017 (13/3).
  14. Оптимистическая теодицея Авиценны // Уч. записки Казан. ун-та. 2017 (159/6). 
  15. Коранический гуманизм. М.: Медина, 2015.
  16. Мусульманская религиозная философия: фальсафа (в соавт. с. Н.В. Ефремовой). Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2014.
  17. Религиозная философия ислама: калам. Казань: Казан. ун-т, 2013.  
  18. Кораническая эпистемология и научный дискурс // Философия и наука в культурах Востока и Запада (Материалы 3-й Московской международной конференции по сравнительной философии, М., 22–25 мая 2012). М., 2013. С. 278–285.
  19. Священная история согласно Корану (в соавт. с. Н.В. Ефремовой). М. – Нижний Новгород: Медина, 2012; М.: ЭКСМО, 2012 (с иллюстрациями). 
  20. Основные ценности и институты классического ислама // Исламская цивилизация в глобализирующемся мире. М.: ИМЭМО РАН, 2011.  С. 7–22.
  21. Каламское опровержение антропоморфизма // Ишрак. 2011 (2):364–398.
  22. Some Rationalistic Precepts of the Koran // Knowledge and Belief in the Dialogue of Culture. Washington: The Council for Research in Values and Philosophy, 2011. P. 135–141.
  23. Обоснование бытия Бога и Его единства в каламе // Ишрак, № 1, 2010. С. 284–299.
  24. Жизнь пророка Мухаммада (в соавт. с. Н.В. Ефремовой). Т. 1–2. М.: Ладомир, 2009–2010. 
  25. Мусульманская философия фальсафа (антология; в соавт. с. Н.В. Ефремовой). Казань: ДУМ РТ, 2009. 
  26. Родоначальник интеллектуализма и либерализма в мусульманском богословии // Минарет. 2009 (3–4): 44–50.
  27. Коранические чтения. I–IV. М. – Нижний Новгород: Медина, 2008.
  28. О некоторых рационалистических установках Корана // Сравнительная философия: знание и вера в контексте диалога культур. М., 2008. С. 155–162.
  29. Толерантная интенция Марджани // Шигабутдин Марджани: наследие и современность. Казань, 2008. С. 11–20.
  30. На пути к коранической толерантности. Н. Новгород: Медина, 2007. 
  31. The Koran on Spiritual Pluralism // Comparative Ethics in a Global Age. Washington: The Council for Research in Values and Philosophy, 2007. P. 279–282.
  32. Вперед, к кораническому исламу // Восток (Oriens). 2006 (3-6), 2007 (3). 
  33. Между разумом и верой: рационалистская интенция классической исламской эпистемологии // Arabia Vitalis: Арабский Восток, ислам, древняя Аравия. М., 2005. С. 191–206. 
  34. Коран о духовном плюрализме (тезисы) // Сравнительная философия: моральная философия в контексте многообразия культур. М., 2004. С. 217–222.
  35. On Kalam atomism and its role in islamic culture // Russian Oriental Studies. Leiden-Boston, 2004. P. 245-262.
  36. Классическая арабо-мусульманская культура // Культурология: история мировой культуры. М.: Academia, 2003. С. 481–512. 2-е изд. – 2006. 3-е изд. – 2007.
  37. Ancient Heritage in Kalam Philosophy // Values in Islamic Culture and the Experience of History. Washington: Council for Researches in Values and Philosophy, 2002. P. 99–134. 
  38. Classical Arab-Islamic Culture in the Context of Dialogue of Civilizations // Ibid. P. 199-220. 
  39. Классическая арабо-мусульманская философия // Ибрагим Т. К., Султанов Ф. М., Юзеев А. Н. Татарская религиозно-философская мысль в обще-мусульманском контексте. Казань, 2002. С. 6–70.
  40. Политическая власть согласно Корану и Сунне // Арабские страны Западной Азии и Северной Африки, вып. 5. М.: 2002.  С. 277– 284.
  41. On Ghazali’s Critique of Falsafah. Conference paper // International Conference on al-Ghazali’s Legacy: Its Contemporary Relevance. Kuala Lumpur, 24–27 Oct., 2001. 
  42. Aль-Аттас С.М.Н.. Введение в метафизику ислама (пер. с англ.; в соав. с С.Х. Кямилевым). М.-Куала-Лумпур, 2001.
  43. Античное наследие в философии калама // Ценности мусульманской культуры и опыт истории. Нью-Йорк (Edwin Mellon press), 1999. С. 47–84.
  44. Классическая арабо-мусульманская культура в контексте диалога цивилизации // Там же. С. 141–176.
  45. Вуджудизм как пантеизм // Средневековая арабская философия: проблемы и решения. М., 1998. С. 82-114.
  46. Путеводитель по Корану: вера (в соав. с Н.В. Ефремовой). М.: СМР, 1998.   
  47. Классическая арабо-мусульманская культура // Очерки мировой культуры. М.: Язык русской культуры, 1997. С. 397–426.
  48. Мусульманская священная история (в соав. с Н. В. Ефремовой). М.: Ладомир, 1996.
  49. Суфийская концепция «Совершенного человека» // Человек как философская проблема: Восток-Запад. М.: УДН, 1991. С. 62–76.
  50. Калам // Философский энциклопедический словарь. М., 1989.
  51. Мутазилиты (в соав. с. В.В. Наумкиным) // Там же.
  52. Classical Islamic Philosophy (co-authored with A.V. Sagadeev). М.: Progress Publisher, 1990. Арабская версия: аль-Фальсафа аль-‘арабийа аль-исламиййа, Бейрут: Дар аль-Фараби, 2000; Бейрут–Алжир: Дар аль-Фараби, ANEP, 2001; Дамаск: Дар ат-Таквин, 2009.
  53. Философские концепции суфизма // Классический ислам: традиционные науки и философия. М., 1988. С. 85-131.
  54. О марксистском освещении арабского наследия (Нахва ру’йа марксиййа ли-т-турас аль-‘араби). Бейрут: Дар аль-Фикр аль-джадид, 1988. 
  55. О каламе как «ортодоксальной философии» ислама // Народы Азии и Африки. 1986 (3):205-212.
  56. Марксизм и арабо-мусульманское наследие (аль-Марксиййа ва-турас аль-‘араби аль-ислями). Бейрут: Дар аль-Хадаса, 1980 (2-е изд. – 1982).  

Статьи в каталоге ivran.ru

Ибрагим Т.К., Ефремова Н.В. Фальсафские основы модернизаторской теологии диалога // Ориенталистика. Том 5,1 №1, 2022. С. 57—78.
Ефремова Н.В., Ибрагим Т.К. Об авиценновской рецепции «Категорий» Аристотеля (гл. VIII–XV) // Ориенталистика. Том 3,1 №4, 2020. С. 1028—1054.
Ефремова Н.В., Ибрагим Т.К. Об авиценновской рецепции «Категорий» Аристотеля (гл. V-VII) // Ориенталистика. Том 3,1 №3, 2020. С. 733—764.
Ефремова Н.В., Ибрагим Т.К. Об авиценновской рецепции «Категорий» Аристотеля (гл. I–IV) // Ориенталистика. Том 3,1 №2, 2020. С. 403—427.
Ибрагим Т.К. Аль-Фараби. Трактат «О разуме» (Перевод с арабского, предисловие и комментарии Т. Ибрагима) // Ориенталистика. Том 2,1 №4, 2019. С. 954—982.
Ибрагим Т.К., Ефремова Н.В. Ибн-Сина (Авиценна). Указания и напоминания [Раздел по метафизике]. Часть третья // Ориенталистика. Том 2,1 №1, 2019. С. 79—116.
Ибрагим Т.К., Ефремова Н.В. Ибн-Сина (Авиценна). Указания и напоминания [Раздел по метафизике]. Часть вторая // Ориенталистика. Том 1,1 №3-4, 2018. С. 461—488.
Ибн-Сина А., Ибрагим Т.К., Ефремова Н.В. «Указания и напоминания» [Раздел по метафизике]. (Перевод с арабского, предисловие и комментарии Т. Ибрагима и Н. В. Ефремовой) // Ориенталистика. Том 1,1 №2, 2018. С. 251—274.

СМИ

3 мая 2024 года. Аликберов А.К., Ибрагим Т.К., Наумкин В.В., Раванди-Фадаи Л.М. Праздник восточной мудрости Авиценны
3 апреля 2024 года. Ибрагим Т.К. Мир надлунный и подлунный
21 ноября 2023 года. Аликберов А.К., Ибрагим Т.К., Кузнецов В.А., Наумкин В.В. От «политического ислама» к гражданской идентичности мусульман
21 ноября 2023 года. Ибрагим Т.К. Эксперты предупредили об опасности псевдоисламских политических проектов
19 ноября 2023 года. Аликберов А.К., Ибрагим Т.К., Кузнецов В.А., Наумкин В.В. Политизация ислама радикалами вредит мусульманам, считают эксперты
1 ноября 2020 года. Ибрагим Т.К. Наследие Аль-Фараби – ключ к познанию прошлого и настоящего
28 октября 2020 года. Ибрагим Т.К. В Москве в честь 1150-летия философа Аль-Фараби состоялся круглый стол в онлайн-формате
28 октября 2020 года. Ибрагим Т.К. Аль-Фараби сформировал философию религии, применимую для всех континентов - международный «круглый стол»