Сотрудники Института востоковедения РАН

Ибрагим
Тауфик Камель
доктор философских наук, профессор
Институт востоковедения РАН » Центр арабских и исламских исследований » главный научный сотрудник
Журнала «Ориенталистика» » Редакционная коллегия » член редакционной коллегии
Научные интересы
Ранняя история ислама, классическая мусульманская теология и философия, мусульманское реформаторство
Биография
Механико-математический факультет МГУ (1967-1973 гг.; с отличием); аспирантура Философского факультета МГУ (1975-1978 гг.); стажировка/докторантура Института философии АН (1981-1984 гг.).
1983-1992 гг. - переводчик в издательстве «Прогресс»
1992-2011гг. - профессор МПГУ; 1995 - 2012 гг. - вед.н.с. ИВ; с 2012 г. - гл.н.с. ИВ.
«Жизнь пророка Мухаммада» - лауреат ежегодного национального конкурса «Книга года», организованного Федеральным комитетом по печати и массовой коммуникации (2010);
Сопредседатель научного совета РАН «Роль религий в истории»;
Заместитель председателя экспертного совета ВАК по специальности «Теология».
Список основных публикаций
Осн. публикации по исламоведению
а) 24 cтатьи в «Большой российской энциклопедии» (М., 2004-2017).
б) 37 статей в энциклопедическом словаре «Ислам на европейском Востоке» (Казань, 2004).
в) 25 Статей в «Новой философской энциклопедии» ( М., 2000–2001).
г) 39 cтатей (в соавт. с А.В. Сагадеевым) в: «Ислам. Энциклопедический словарь» (М., 1991).
- Об ответе Ибн-Рушда на газалийскую критику философии (в соавт. с. Н.В. Ефремовой). Minbar. Islamic Studies. 2020;13(2).
- Ибн-Рушд (Аверроэс). Несостоятельность Несостоятельности (части I-IV; перевод; в соавт. с. Н.В. Ефремовой) // Minbar. Islamic Studies. 2020 (13/3-4), 2021 (14/1-2).
- Джизйа как постпророческий институт // Ислам в современном мире. 2019 (15/4), 2020 (16/2-3), 2021 (17/2)
- Имена Бога согласно исламу. М.: Медина, 2019.
- Об авиценновской рецепции «Категорий» Аристотеля (части I-III; в соавт. с. Н.В. Ефремовой) // Ориенталистика. 2020 (3/2-4).
- Ибн-Сина (Авиценна) Указания и напоминания [Раздел по метафизике] (части I-V; перевод; в соавт. с. Н.В. Ефремовой) // Ориенталистика. 2018 (1/2-4), 2019 (2/1-3).
- Ибн-Рушд (Аверроэс). О методах обоснования принципов вероучения (части I-V; перевод; в соавт. с. Н.В. Ефремовой). Minbar. Islamic Studies. 2018 (11/3-4), 2019 (12/1-4).
- аль-Фараби. Трактат «О разуме» (перевод). Ориенталистика. 2019 (2/4).
- О концепции извечного творения // Ислам в современном мире. 2018 (14/3).
- К дискуссии вокруг хадиса о создании Адама по образу Бога // Ислам в современном мире. 2018(14/4).
- О любви как фундаментальном атрибуте Бога в теологии Ибн-Сины (в соавт. с. Н.В. Ефремовой). Minbar. Islamic Studies. 2018 (11/2).
- Ибн-Сина. О любви (перевод; в соавт. с. Н.В. Ефремовой). Minbar. Islamic Studies. 2018 (11/2).
- Принципы аллегорической экзегетики согласно фалсафе // Ислам в современном мире. 2017 (13/3).
- Оптимистическая теодицея Авиценны // Уч. записки Казан. ун-та. 2017 (159/6).
- Коранический гуманизм. М.: Медина, 2015.
- Мусульманская религиозная философия: фальсафа (в соавт. с. Н.В. Ефремовой). Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2014.
- Религиозная философия ислама: калам. Казань: Казан. ун-т, 2013.
- Кораническая эпистемология и научный дискурс // Философия и наука в культурах Востока и Запада (Материалы 3-й Московской международной конференции по сравнительной философии, М., 22–25 мая 2012). М., 2013. С. 278–285.
- Священная история согласно Корану (в соавт. с. Н.В. Ефремовой). М. – Нижний Новгород: Медина, 2012; М.: ЭКСМО, 2012 (с иллюстрациями).
- Основные ценности и институты классического ислама // Исламская цивилизация в глобализирующемся мире. М.: ИМЭМО РАН, 2011. С. 7–22.
- Каламское опровержение антропоморфизма // Ишрак. 2011 (2):364–398.
- Some Rationalistic Precepts of the Koran // Knowledge and Belief in the Dialogue of Culture. Washington: The Council for Research in Values and Philosophy, 2011. P. 135–141.
- Обоснование бытия Бога и Его единства в каламе // Ишрак, № 1, 2010. С. 284–299.
- Жизнь пророка Мухаммада (в соавт. с. Н.В. Ефремовой). Т. 1–2. М.: Ладомир, 2009–2010.
- Мусульманская философия фальсафа (антология; в соавт. с. Н.В. Ефремовой). Казань: ДУМ РТ, 2009.
- Родоначальник интеллектуализма и либерализма в мусульманском богословии // Минарет. 2009 (3–4): 44–50.
- Коранические чтения. I–IV. М. – Нижний Новгород: Медина, 2008.
- О некоторых рационалистических установках Корана // Сравнительная философия: знание и вера в контексте диалога культур. М., 2008. С. 155–162.
- Толерантная интенция Марджани // Шигабутдин Марджани: наследие и современность. Казань, 2008. С. 11–20.
- На пути к коранической толерантности. Н. Новгород: Медина, 2007.
- The Koran on Spiritual Pluralism // Comparative Ethics in a Global Age. Washington: The Council for Research in Values and Philosophy, 2007. P. 279–282.
- Вперед, к кораническому исламу // Восток (Oriens). 2006 (3-6), 2007 (3).
- Между разумом и верой: рационалистская интенция классической исламской эпистемологии // Arabia Vitalis: Арабский Восток, ислам, древняя Аравия. М., 2005. С. 191–206.
- Коран о духовном плюрализме (тезисы) // Сравнительная философия: моральная философия в контексте многообразия культур. М., 2004. С. 217–222.
- On Kalam atomism and its role in islamic culture // Russian Oriental Studies. Leiden-Boston, 2004. P. 245-262.
- Классическая арабо-мусульманская культура // Культурология: история мировой культуры. М.: Academia, 2003. С. 481–512. 2-е изд. – 2006. 3-е изд. – 2007.
- Ancient Heritage in Kalam Philosophy // Values in Islamic Culture and the Experience of History. Washington: Council for Researches in Values and Philosophy, 2002. P. 99–134.
- Classical Arab-Islamic Culture in the Context of Dialogue of Civilizations // Ibid. P. 199-220.
- Классическая арабо-мусульманская философия // Ибрагим Т. К., Султанов Ф. М., Юзеев А. Н. Татарская религиозно-философская мысль в обще-мусульманском контексте. Казань, 2002. С. 6–70.
- Политическая власть согласно Корану и Сунне // Арабские страны Западной Азии и Северной Африки, вып. 5. М.: 2002. С. 277– 284.
- On Ghazali’s Critique of Falsafah. Conference paper // International Conference on al-Ghazali’s Legacy: Its Contemporary Relevance. Kuala Lumpur, 24–27 Oct., 2001.
- Aль-Аттас С.М.Н.. Введение в метафизику ислама (пер. с англ.; в соав. с С.Х. Кямилевым). М.-Куала-Лумпур, 2001.
- Античное наследие в философии калама // Ценности мусульманской культуры и опыт истории. Нью-Йорк (Edwin Mellon press), 1999. С. 47–84.
- Классическая арабо-мусульманская культура в контексте диалога цивилизации // Там же. С. 141–176.
- Вуджудизм как пантеизм // Средневековая арабская философия: проблемы и решения. М., 1998. С. 82-114.
- Путеводитель по Корану: вера (в соав. с Н.В. Ефремовой). М.: СМР, 1998.
- Классическая арабо-мусульманская культура // Очерки мировой культуры. М.: Язык русской культуры, 1997. С. 397–426.
- Мусульманская священная история (в соав. с Н. В. Ефремовой). М.: Ладомир, 1996.
- Суфийская концепция «Совершенного человека» // Человек как философская проблема: Восток-Запад. М.: УДН, 1991. С. 62–76.
- Калам // Философский энциклопедический словарь. М., 1989.
- Мутазилиты (в соав. с. В.В. Наумкиным) // Там же.
- Classical Islamic Philosophy (co-authored with A.V. Sagadeev). М.: Progress Publisher, 1990. Арабская версия: аль-Фальсафа аль-‘арабийа аль-исламиййа, Бейрут: Дар аль-Фараби, 2000; Бейрут–Алжир: Дар аль-Фараби, ANEP, 2001; Дамаск: Дар ат-Таквин, 2009.
- Философские концепции суфизма // Классический ислам: традиционные науки и философия. М., 1988. С. 85-131.
- О марксистском освещении арабского наследия (Нахва ру’йа марксиййа ли-т-турас аль-‘араби). Бейрут: Дар аль-Фикр аль-джадид, 1988.
- О каламе как «ортодоксальной философии» ислама // Народы Азии и Африки. 1986 (3):205-212.
- Марксизм и арабо-мусульманское наследие (аль-Марксиййа ва-турас аль-‘араби аль-ислями). Бейрут: Дар аль-Хадаса, 1980 (2-е изд. – 1982).
СМИ
28 октября 2020 года. Ибрагим Т.К. В Москве в честь 1150-летия философа Аль-Фараби состоялся круглый стол в онлайн-формате
28 октября 2020 года. Ибрагим Т.К. Аль-Фараби сформировал философию религии, применимую для всех континентов - международный «круглый стол»
30 января 2018 года. Ибрагим Т.К. Могут ли «чалмоносцы» дискутировать с «реформаторами»?