Институт востоковедения РАН в средствах массовой информации
Учёные исследуют истоки тюркской цивилизации на Алтае
26 сентября 2024 года
В пресс-центре ТАСС состоялась Пресс-конференция «Горный Алтай – прародина тюрков. К истории зарождения тюркской цивилизации». Она стала прологом к первой Международной научно-практической конференции, которая пройдет 8 и 9 октября в Горно-Алтайске.
Уникальные находки и открытия ученых на территории Горного Алтая раскрывают малоизученные страницы истории России, приоткрывают завесу тайны появления древней тюркской письменности, раскрывают с новой стороны процессы становления Тюркского каганата, повествуют об особом значении Алтая для тюркских народов.
- Смысл предстоящей конференции состоит в том, что научное сообщество представит широкой общественности реальные факты нашей истории, которые связаны с Горным Алтаем и сопредельными областями, где расселялись и жили тюркские народы. Уверен, это будет большой вклад как в науку, так и в сотрудничество с нашими тюркскими соседями в Центральной Азии, - отметил Сопредседатель Российского исторического общества, научный руководитель Института всеобщей истории РАН, академик РАН Александр Чубарьян.
Сегодня, несмотря на усилия учёных из разных стран, исследующих пласт общей истории тюркоязычных народов, многие исторические факты и явления ещё недостаточно изучены и по-разному интерпретируются научным сообществом.
- Мы должны иметь в виду, что в общей идеологической и общественно-политической дискуссии, которая сегодня идет, немало мифов и искажений в оценке истории тюркологии. Надо сказать, что это было всегда, начиная ещё с девятнадцатого века. Но сейчас это довольно активно развивается, и многие оппоненты пытаются поставить эту проблему в контекст противостояния с Россией, - сказал Александр Чубарьян.
Директор Института востоковедения РАН Аликбер Аликберов отметил, что ранняя история тюрков является неотъемлемой частью истории России и тесно связано с ее историческим прошлым.
- Наша конференция проводится в условиях стратегического поворота России на Восток. И если раньше мы были сосредоточены главным образом на сотрудничестве с Китаем, Индией, странами Ближнего и Среднего Востока, то сейчас приходит понимание, что наиболее приоритетными для нас являются отношения с теми народами, которые с нами исторически взаимодействовали. Прежде всего, конечно же, это тюркские и монгольские народы Евразии, относящиеся к алтайской семье языков. Здесь особое сакральное значение имеет сам Алтай. Это большая экосистема, которая включает в себя не только Центральную Азию и Монголию, но и российские регионы, - подчеркнул Аликбер Аликберов.
История России знает многочисленные примеры, когда славянские и тюркские народы плечом к плечу стойко выдерживали самые трудные испытания, проявляя высокое мужество и достоинство, чувство взаимовыручки и товарищества. Кстати, само слово «товарищ» тюркского происхождения.
- Представители тюркских народов становились Героями Советского Союза. Героями Российской Федерации. Вспомним хотя бы 112-ую Башкирскую кавалерийскую дивизию под командованием генерала Шаймуратова, которая доблестно воевала на фронтах Великой Отечественной. Сам он погиб в 1943 году на Донбассе. Вот он символ преемственности. И мы поставили ему памятник, и в том числе благодаря нашей инициативе Шаймуратову было посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации. И таких примеров, множество, - сказал научный директор Российского военно-исторического общества Михаил Мягков.
Он особенно подчеркнул, что Россия никогда не расширялась как колониальные империи Запада, которые завоевывали территории, подчиняли население и превращали их в рабов. На бытовой, культурной, религиозной основе у нас никогда не притесняли людей какой-то другой национальности.
- Против России сегодня ведется активная информационная война, цель которой, в том числе, разделить нас по национальному и конфессиональному признаку. Наш Президент не раз подчеркивал, что попытки раскола по национальному и конфессиональному признаку нашей страны, являются тяжелым преступлением. Мы всегда были едины. Россия – это не случайное нагромождение каких-то территорий. Это живой организм, который впитывал в себя различные культуры, - отметил Михаил Мягков.
На территории Горного Алтая находится ряд памятников тюркской материальной и духовной культуры, тюркской рунической письменности, распространение которых совпадает со сферой влияния Тюркского каганата и сменявших его политических образований на территории современных Алтая, Тувы, Хакасско-Минусинской котловины, Восточного Казахстана и Кыргызстана.
- Древнейшие памятники письменной культуры тюркских народов являются нашим важным цивилизационным достоянием. Речь идет о памятниках тюркской рунической письменности, которые по месту их первых находок известны также как орхоно-енисейские надписи. Помимо упоминания о легендарной прародительнице тюрок – «волчице» и о поражении, которое они потерпели вместе с союзом гуннских племен, в китайских летописях сообщается о вынужденной перекочевке тюркских племен под натиском жуань-жуаней в V веке из северо-восточного Притяньшанья на Алтай. Собственно, с Алтаем связано первое упоминание о племенном союзе «тюрк» и повествуется о том, что тюрки были известны тем как искусные плавильщики железа. Вместе с тем нет сведений о том, что какое-то определенное племя носило имя «тюрк». В состав этой этнической общности входили как местные, так и пришлые племена. Именно отсюда почти через столетие после переселения начинается выход на историческую арену племенного союза «тюрк», развитие древнетюркской государственности – каганатов и создание собственной письменности. Древнетюркская система письма была удачно адаптирована к фонетическому строю тюркских языков, что, по замечанию первых исследователей этих памятников, лучше соответствовало особенностям тюркских языков, чем все последующие алфавиты. - рассказал Заведующий Отделом истории Востока Института востоковедения РАН Александр Васильев.
Сейчас крупнейшие коллекции памятников древнетюркской письменности хранятся в Минусинском государственном краеведческом музее им. Н.М.Мартьянова, Тувинском республиканском краеведческом музее, Хакасском республиканском краеведческом музее. Имеются коллекции памятников древнетюркской эпиграфики в музеях Горно-Алтайска, Красноярска, Бийска, Новосибирска. Немало памятников находится на местах их первоначального сооружения в труднодоступных уголках Южной Сибири.
Несмотря на почти двухсотлетнюю историю научного освоения памятников древнетюркской письменности, нельзя считать, что все тайны памятников евразийских кочевников средневековья раскрыты. Еще не расшифрованы окончательно надписи тюркских кочевников Восточной Европы и так называемые «руноподобные» надписи Саяно-Алтая, Семиречья и Средней Азии. Этот фонд только начинает становиться предметом изучения тюркологов, а среди их российских коллег уже кипят острые дискуссии. И может статься, что свет на историю письменной культуры тюркоязычных народов, как и сто лет назад, будет пролит российскими учеными.
Кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой истории и археологии Горно-Алтайского государственного университета Александр Эбель в продолжении темы рассказал об археологических находках на Горном Алтае, а заслуженный работник культуры Республики Алтай, старший научный сотрудник Национального музея имени А.В. Анохина Сергей Киреев о музейных фондах и самобытной культуре тюркских народов.
Международная конференция «Горный Алтай - прародина тюрков. К истории зарождения тюркской цивилизации» должна стать важным инструментом в деле расширения сотрудничества и интеграции народов, населяющих евразийское пространство. Конференция даст старт целой серии научных обсуждений.
«Международная научно-практическая конференция «Горный Алтай – прародина тюрков. К истории зарождения тюркской цивилизации» имеет важнейшее значение для лучшего понимания этногенеза и истории тюркских народов России. Особо значима она и для чувашского этноса. Как известно, предки чувашей за несколько веков проделали большой путь, прежде чем достичь территории современной Чувашии. И прародиной чувашского народа также с полным правом можно считать Центральную Азию и Алтай. Современный чувашский язык – единственный представитель булгарской подгруппы тюркских языков. Его система звуков, как доказано учеными-компаративистами, представляет собой наиболее древнее состояние в ряду других тюркских языков. Благодаря своей необычной фонетической системе, чувашский язык является своеобразным мостом, соединяющим тюркские языки с другими языками алтайской семьи, без которого невозможно представить развитие алтаистической науки. Уверен, объединение усилий ученых – специалистов разных отраслей гуманитарного знания позволит не только продуктивно решить назревшие вопросы в междисциплинарном диалоге, но популяризировать богатое историко-культурное наследие тюркских народов Евразии», - отмечает Председатель РО РВИО Чувашии, министр образования Дмитрий Захаров.
Аликберов Аликбер Калабекович, Васильев Александр ДмитриевичЧитать полностью первоисточник: «Портал органов власти Чувашской Республики»
Все новости ИВ РАН в СМИ >>