Очамчирская археологическая экспедиция
В 2022 году совместная российско-абхазская археологическая экспедиция Института востоковедения РАН, Института археологии РАН, Абхазского государственного музея, Абхазского института гуманитарных исследований им. Д.И. Гулиа АН Абхазии продолжила работы на городище древнего Гиеноса (Гюэноса) в Абхазии, на окраине города Очамчыра. Экспедиция, во главе с Александром Скаковым и Аркадием Джопуа (директор Абхазского государственного музея), работает в Абхазии ежегодно, начиная с 2002 г. Вот уже четвертый год исследования проводятся в Гиеносе, рядом с руинами раскопанного в 1980-х гг. византийского храма 5 – нач. 6 вв. На этом месте в то время существовал, вероятно, монастырь –храм, окруженный оградой, с вымощенным двориком и кладбищем. Именно здесь, в недоисследованной нашими предшественниками части нартекса храма, в 2021 г. была обнаружена уникальная находка – свинцовый саркофаг, практически не имеющий аналогий в Причерноморье. Погребение мужчины старше 50 лет, видимо, священнослужителя. К храму относятся и некоторые другие яркие находки прошлых лет – фрагмент резной капители из проконесского мрамора, надписи на плинфе на арамейском и греческом языках.
Практически непосредственно под византийскими слоями залегают античные слои с находками 6–4 вв. до н.э. В 2021 г. в античном «влажном» слое была обнаружена деревянная основа седла 5–4 вв. до н.э., вторая подобная находка на территории Северного Причерноморья была сделана еще более 100 лет назад в районе современной Керчи. Сам античный Гиенос упоминается древними авторами (Псевдо-Скилак) начиная со второй половины 5 – первой половины 4 вв. до н.э. («а за этими колхи, и полис Диоскуриада, и греческий полис Гиэнос, и река Гиэнос…»). Возник же античный город не позднее начала – первой половины 6 в. до н.э. Большая часть древнего города была снесена при постройке морского порта в 1935–1936 гг., при минимальном надзоре со стороны археологов. Из трех холмов остался только один, восточный, именно на нем и ведутся раскопки. Как бы то ни было, Гиенос на сегодня является единственным точно локализованным античным полисом на территории Абхазии – доримские слои знаменитой Диоскурии (Диоскуриады) и Питиунта до сих пор не найдены.
Мощность культурного слоя на исследуемых участках – не менее 5 м, тем неожиданнее стала находка этого года. Непосредственно у юго-западного угла наоса (основной части) храма, рядом с церковным фундаментом, частично разрушившим этот памятник, возле позднейшего перекопа 20 в., было обнаружено античное святилище 5 – первой половины 4 вв. до н.э. Это галечная вымостка, перекрытая участками углистого слоя. В 10 см от фундамента храмасохранился вертикально установленный в ямке и обложенный другими камнями каменный «идол» – обтесанный камень, очень напоминающий аналогичный объект на синхронном поселении кобанской культуры Сауар в Северной Осетии. Датировка памятника установлена по многочисленному античному керамическому импорту, обнаруженному на поверхности вымостки. Большая часть импорта аттическая, т.е. – афинская, что вполне логично и объяснимо для 5 в. до н.э. В небольшом количестве встречены обломки железных клинков и ножей, загадочные массивные железные гвозди, стеклянные бусины. Первым потрясением для исследователей стала находка бронзового изображения божества – античный импорт, высокохудожественной работы. Далее последовали многочисленные (их найдено более 30) золотые изделия – бляшки различных размеров, серьги, бусины, пронизи, кулон. Центральная часть вымостки практически усеяна ими. Среди бляшек – изображения птиц (лебедя и грифа), божеств, композиции из двух зверей со змеиными хвостами, из т.н. «змееногойбогини» (или «Rankenfrau»), удерживающей в руках двух фантастических чудовищ… Большая часть золотых изделий изготовлена, безусловно, греческими мастерами, некоторые, вероятно, могли быть созданы колхидскими ювелирами. Весь комплекс носит яркий синкретический, греко-варварский, характер.
Последовали и другие находки – античная серебряная монета (место ее изготовления будет установлено после реставрации), железный наконечник стрелы и две привезенные с Востока фигурки из т.н. египетской пасты, своеобразного зеленоватого цвета – изображения древнеегипетского божества, Птах-Патека.
При этом всего в нескольких десятках метров от обнаруженного святилища в ходе работ 2021-2022 гг. на глубине около 4,5 м был обнаружен античный слой 6-5 вв. до н.э., а ниже его – и доантичный слой, видимо, 8-7 вв. до н.э. Там в тот период находились деревянные жилые постройки. Можно предположить, что в 5 в. до н.э. обычная жизнь на этом месте прекращается, рядом с остатками домов насыпается курган из глины, на вершине которого и сооружается святилище. Показательно, что немного позже, во второй половине 4 в. до. э., рядом со святилищем, у подножия кургана, создается святилище с захоронениями конских голов и бронзовой узды по меотскому (прикубанскому) обряду, исследованное нашими предшественниками при изучении ранневизантийского храма. Вполне очевидно, что и строительство здесь спустя почти тысячу лет христианского храма было неслучайным, как не случайно и то, что все это время, около тысячи лет,место античного святилища оставалось незаселенным. Нет ли здесь преемственности – культов, ритуальной практики, населения, его отношения к прошлому?
Это открытие, безусловно, является уникальным и неожиданным, хотя наличие таких комплексов в Восточном Причерноморье можно было предполагать. Можно представить, сколько еще тайн и грядущих открытий содержит в себе земля Абхазии.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|