ИВ РАН

Сотрудники Института востоковедения РАН

Неглинская
Марина Александровна

доктор искусствоведения

Институт Востоковедения » Отдел сравнительного культуроведения

ведущий научный сотрудник
 

Доктор искусствоведения по специальности 17.00.04 Изобразительное, декоративно-прикладное искусство и архитектура (место защиты – НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской Академии художеств).

Ведущий научный сотрудник ИВ РАН в Отделе Китая (с января 2008 по апрель 2016), в Отделе сравнительного культуроведения ИВ РАН (с мая 2016 по настоящее время).

Образование:

Окончила Искусствоведческое отделение Истфака МГУ им. М.В. Ломоносова (1983); в 1987—2007 гг. научный сотрудник и хранитель коллекции дальневосточных лаков и эмалей Государственного музея Востока (ГМВ/ГМИНВ, Москва); автор и консультант ряда выставок китайского искусства, в том числе – выставки пекинского музея Гугун в Московском Кремле («Запретный город, Сокровища китайских императоров», 2007); автор каталога «Китайские расписные эмали в коллекции Государственного музея искусства народов Востока» (1995), монографии «Китайские ювелирные украшения периода Цин (XVII – начала XX веков). История, семантика, эстетика» (1999), каталога-монографии «Китайские перегородчатые эмали XV – первой трети ХХ века. Собрание Государственного музея Востока» (2006), монографий «Шинуазри в Китае» (2012/2015), «Китайский стиль цинского двора (1644–1911) и европейский предмодернизм» (2018) и около ста научных статей. Принимала участие в создании шестого тома энциклопедии «Духовная культура Китая», авторскому коллективу которой присуждена Государственная премия РФ 2010 г.

Научные интересы:

Позднесредневековое и современное изобразительное искусство и культура Китая и их взаимодействие с западной культурой и искусством.

Темы текущих исследований: сохранение традиций в китайском искусстве и культуре модернизма и постмодернизма.


Основные публикации:

  1. Художественные особенности сюжетной живописи Кара-тепе// Тезисы докладов конференции «Культурные взаимосвязи народов Средней Азии и Кавказа с окружающим миром», М. 1981 (0,1 а.л.).
  2. Искусство Бактрии-Тохаристана и Гандхары. Композиционные параллели// Тезисы докладов конференции «Бактрия-Тохаристан на древнем и средневековом Востоке», М. 1983 (0,1 а.л.).
  3. Значение монументальной живописи кушанского времени для формирования стиля раннесредневековой живописи Средней Азии // Культура и искусство народов Востока. Тезисы конференции молодых ученых. М. 1987. С. 81-82 (0,1 а.л.).
  4. Современная живопись Китая// «Художник», № 4, 1989, с.39-43 (0, 4 а.л.)
  5. Мир на свитке (о выставке китайской живописи гохуа в ГМВ). // Азия и Африка сегодня. 1990, № 3, с. 64-65 (0,2 а.л.)
  6. Образ «мирового древа» в китайских головных украшениях// Сб. XXIII НКОГК (Научной конференции “Общество и государство в Китае”). Часть 2. ИВРАН, М. 1991. С. 24-26 (0,1 а.л.).
  7. Китайские ювелирные украшения для прически позднецинского времени// Сб. Научные сообщения ГМВ. Вып. XXI, М., 1992, с. 119-127 (0,4 а.л.)
  8. Серебряное головное украшение позднецинского времени из собрания ГМВ// Сб. Научные сообщения ГМВ. Вып. XXI, М. 1992. С. 128-137 (0,3 а.л.)
  9. Европейские жанровые композиции в китайских расписных эмалях XVIII в. из коллекции ГМВ// Сб. Искусство Запада и Востока. М., 1993, с. 22-36 (0,5 а.л.)
  10. Колпачки для ногтей позднецинского врмемени (об одном своеобразном виде китайских ювелирных украшений из коллекции ГМВ)// Сб. XXV НКОГК, М. 1994. С. 47-50 (0,2 а.л.)
  11. Китайские расписные эмали в коллекции Государственного музея искусства народов Востока. Научный каталог. М. 1995, с. 1-34 (5,7 а.л.)
  12. Традиционные китайские украшения и шинуазри (китайщина) в европейских ювелирных украшениях XVIII в. // Сб. Научные сообщения ГМВ. Вып. XXII, М. 1996, с. 133-150 (0,5 а.л.)
  13. Буддийские мотивы в китайских ювелирных украшениях периода Цин (XVII - начало XX вв.)// Тезисы докладов международной конференции “Ювелирное искусство и материальная культура”, Государственный Эрмитаж. С.-Пб., 1996, с. 38-39 (0,1 а. л.)
  14. «Хучжи» - китайское украшение для ногтей// «Ювелирный мир», 1998, № 2, с. 58-60 (0,3 а.л.)
  15. Семантика и эстетика китайских ювелирных украшений периода Цин (XVII- начало XX в.). Автореферат кандидатской диссертации. М. 1998. С. 1-28 (1,3 а. л.)
  16. Атрибуты «сладких грез» (предметы для курения опиума из перегородчатой эмали)// «Ювелирный мир», 1999, №1, с. 52-52 (0,4 а.л.)
  17. Китайские ювелирные украшения периода Цин (XVII- начало XX вв.). История, семантика, эстетика. Монография. М., 1999, с. 1-262 (11 а.л.)
  18. Буддийские мотивы в китайских ювелирных украшениях периода Цин (XVII- начало XX вв.)// Доклады международной конференции “Ювелирное искусство и материальная культура”, Государственный Эрмитаж. С.-Пб., 2001, с. 114-121 (0,3 а. л.)
  19. Образ тайпин баосян в китайских перегородчатых эмалях периода Цяньлун (1736-1795)// Тезисы докладов международной конференции «Восток – Россия - Запад. Мировые религии и искусство». СПб. Государственный Эрмитаж, 2001. С. 127-130 (0,2 а.л.)
  20. Тарелка 1888 г. работы пекинских эмальеров (собрание ГМВ) // Тезисы докладов международной конференции “Ювелирное искусство и материальная культура”, СПб., Государственный Эрмитаж. 2001. С.27-28 (0,1 а.л.)
  21. Китайский бронзовый алтарь из собрания ГИМ // Тезисы докладов международной конференции “Ювелирное искусство и материальная культура”, СПб., Государственный Эрмитаж. 2002. С.46-49 (0,2 а.л.)
  22. Основные элементы китайского костюма// Современная энциклопедия «Аванта». Мода и стиль. М. 2002. С. 36-41 (0.5 а.л.)
  23. Перегородчатые эмали периода Гуансюй (1875-1908) из собрания ГМВ// Сб. XXXII НКОГК, М. 2002. С. 303-314 (0,5 а.л.)
  24. Образы ритуальных животных в китайском художественном металле периода Цин (XVII- начало XX вв.)// Сб. XXXIII НКОГК, ИВРАН, М. 2003, с. 226-236 (0,5 а.л.)
  25. Многофигурные бронзовые алтари VI в. в контексте утверждения буддизма в Китае// Сб. XXXIV НКОГК. М. 2004, с. 184-204 (1 а.л.)
  26. Механические часы в цинском Китае (XVII- начало XX вв.). // Сб. XXXV НКОГК, М. 2005, с. 263-285 (1 а. л.)
  27. Европейские механические часы в китайском костюме маньчжурского времени (XVII - начало XX в.)// Тезисы докладов международной конференции “Ювелирное искусство и материальная культура”, Государственный Эрмитаж. С.-Пб. 2005. С.52-55 (0,3 а.л.)
  28. Европейские миссионеры в Пекине XVII-XVIII вв. – творцы стиля шинуазри в китайском придворном искусстве. // Сб. Вестник Московского государственного университета культуры и искусства, М. 2005, № 2. С. 64-71 (0,6 а.л.)
  29. Китайские перегородчатые эмали // «Антиквариат», № 4 (26), апрель 2005. С. 104-115 (1 а.л.)
  30. Секреты атрибуции китайских расписных эмалей// «Антиквариат», № 7-8 (29), июль – август 2005. С. 22-32 (0,5 а.л.)
  31. К проблеме различия китайских и японских перегородчатых эмалей в «цинском стиле» (конец XIX–начало ХХ в.) // Сборник докладов международной конференции “Ювелирное искусство и материальная культура”, вып. 2, Государственный Эрмитаж. С.-Пб., 2006, С. 22-28 (0,4 а.л.)
  32. Китайская курильница выемчатой эмали из собрания ГМВ// Тезисы докладов международной конференции “Ювелирное искусство и материальная культура”, 2006, Государственный Эрмитаж. С.-Пб., С. 53-55 (0,2 а.л.)
  33. Производство расписных эмалей в пекинских придворных мастерских XVIII в. // “Восток”, М., 2006, № 1, с. 42-52 (1 а. л.)
  34. Китайские перегородчатые эмали XV - первой трети XX вв. Собрание Государственного музея Востока. Монография-каталог. М., 2006, с. 1-165 (7 а..л.)
  35. Выставка “Запретный город. Сокровища китайских императоров” как отражение придворной культуры цинского Китая//“Запретный город. Сокровища китайских императоров”, каталог выставки в ГМЗМК. М.,2007, с.32-36 (0,5 а.л.)
  36. Цинский стиль в китайском художественном металле и эмалях периода трех великих правлений (1662-1795): традиция и новации. Автореферат докторской диссертации. М. 2007 (2 а.л.)
  37. Лаковое панно со сценой пира богов счастья из собрания ГМВ (в соавторстве)//Сборник докладов конференции «Сохранение, консервация, реставрация, экспертиза музейных памятников». ННИРЦ Украины, Киев, 2008. Ч. 2, с. 69-74 (0, 2 а.л.);
  38. Выставка китайских авангардистов «Китай…Вперед!»// сб.39-й НКОГК (Ученые записки Отдела Китая, вып. 1), М. 2009, с. 362-373 (0,6 а.л.);
  39. Астрономические инструменты. Тезисы конф. 17 ЮИМК, ГЭ, С.-Пб., 2009, с. с.93-96(0, 2 а.л.);
  40. Китайские художественные выставки 2007 года в России// Сб. статей БАН: Россия и Китай, СПб., Альфарет, 2009, с. 116-121(0, 4 а.л.);
  41. Об актуальных тенденциях современного китайского искусства и перспективах его изучения// сб. 40-й НКОГК (Ученые записки Отдела Китая, вып. 2), М., 2010, с. 403-414 (0,8 а.л.);
  42. Предисловие к тому (в соавт.)//Духовная культура Китая, т. 6. М., 2010, с.15-18 (0,4 а.л.);
  43. Эстетика традиционной живописи (в соавт.)// Духовная культура Китая, т.6, М., 2010, с. 151-170 (2,8 а.л.);
  44. Современное изобразительное искусство// Духовная культура Китая, т.6, М., 2010, с. 201-221 (2 а.л.);
  45. Этапы развития (декоративно-прикладное искусство и ремесло)// Духовная культура Китая, т.6, М., 2010, с. 222-223 (0, 2 а.л.);
  46. Выемчатые и перегородчатые эмали (в статье «Художественные эмали») // Духовная культура Китая, т.6, М., 2010, с.316-322 (0,84 а.л.);
  47. Ювелирные украшения// Духовная культура Китая, т.6,М., 2010, с.325-329 (0,7 а.л.);
  48. Стекло (в соавт.)// Духовная культура Китая, т.6, М., 2010, с.312-315 (0,44 а.л.);
  49. Изучение китайского искусства в России. Изобразительные и прикладные искусства, архитектура и музыка (в соавт.)// Духовная культура Китая, т.6, М., 2010, с.470-494 (3,6 а.л.);
  50. Аттире// Духовная культура Китая, т.6, М., 2010, с.512-513 (0,2 а.л.);
  51. Бочэнь-пай (в соавт.) // Духовная культура Китая, т.6, М., 2010, с.525-526 (0,15 а.л.);
  52. Вонг Кар-вай (в соавт.) // Духовная культура Китая, т.6, М., 2010, с.542-543 (0,15 а.л.);
  53. Жуигуань// Духовная культура Китая, т.6, М., 2010, с.584-586 (0,3 а.л.);
  54. Му Ци (в соавт.) // Духовная культура Китая, т.6, М., 2010, с.674-677 (0,4 а.л.);
  55. Чжунбяо// Духовная культура Китая, т.6, М., 2010, с.832-835 (0,44 а.л.);
  56. Шинуазри// Духовная культура Китая, т.6, М., 2010, с.857-858 (0,15 а.л.);
  57. Юаньминъюань// Духовная культура Китая, т.6, М., 2010, с.881-883 (0,4 а.л.);
  58. Абстрактный экспрессионизм и китайская национальная живопись го-хуа конца ХХ в.// сб. 41-й НКОГК (Ученые записки Отдела Китая, вып. 2), М., 2011, с. 412-420 (0,7 а.л.);
  59. «Развлечения наложниц Инь-чжэня» и культурная программа династии Цин (1644-1911)//сб. В поисках китайского чуда. Ученые записки Отдела Китая ИВРАН, вып. 3). М., 2011, с. 366-382 (0,9 а.л.);
  60. Европейские инструменты в цинском ритуале и ремесле (1644-1911)// Сб. В потоке научного творчества. К 80-летию академика В.С. Мясникова. М., «Наука», 2011, с. 219-234 (0,8 а.л.);
  61. Шинуазри в Китае: цинский стиль в китайском искусстве периода трех великих правлений (1662-1795). Монография. М., 2012 (29,88 а.л.);
  62. «Разговор об антикварных вещах» и сюжет «сто древних» в китайском искусстве и ремесле эпохи Цин (1644-1911)// сб. Магия литературного сюжета. Проблемы интерпретации в изобразительном искусстве. НИИТИИИ РАХ, М., 2012, с. 22-38 (1,1 а.л.).
  63. Декоративные оправы интерьерных часов XVIII века в свете культурных взаимовлияний Китая и Европы // сб. Керамика и фарфор Дальнего Востока. Труды Государственного Эрмитажа, т. LIX СПб., 2012, с.59-71 (0,6 а.л.);
  64. Коллекционирование интерьерных часов при цинском дворе и его роль в развитии часового производства XVIII в.// сб. 42-й НКОГК (Ученые записки Отдела Китая, вып. 6), т. XLII, ч. 2, М., 2012, с. 335-342 (0,5 а.л.);
  65. О стилевых тенденциях в архитектуре, изобразительном искусстве и ремесле эпох Юань и Мин// сб. НКОГК XLII/Ученые записки Отдела Китая ИВРАН, вып. 6, ч. 3, М., 2012, с. 395-433 (2 а.л.);
  66. Рецепция европейского жанра натюрморт в китайском искусстве эпохи Цин// сб. НКОГК XLII/Ученые записки Отдела Китая ИВРАН, вып. 6, ч. 3, М., 2012, с. 434-439 (0,4 а.л.);
  67. Отзыв на рецензию в статье Т.И. Виноградовой «Еще раз о натюрморте»// сб. НКОГК XLII/Ученые записки Отдела Китая ИВРАН, вып. 6, ч. 3, М., 2012, с. 447-449 (0,1 а.л.);
  68. Технические новации в цинских украшениях XVII - начала XX вв.//43 НК ОГК/ Ученые записки ОК ИВРАН, вып.8, ч. 1, М., ИВ РАН, 2013. С. 546-554 (0,5 а.л.);
  69. Образы монгольских правителей Китая в интерпретации придворных художников и европейских гостей// (Сборник НИИТИИИ РАХ Художественный мир глазами иностранцев: впечатления, взаимовлияния, новые тенденции. М.: Памятники исторической мысли, 2013. С. 69-86 (1,1 а.л.);
  70. Коллекции китайского экспортного искусства в отечественных музеях и их изучение // сб. Исторические события в жизни Китая и современность. Материалы Всероссийской научной конференции Центра изучения новейшей истории Китая и его отношений с Россией (Москва, 3-4 апреля 2013 г.). Информационные материалы. Серия Е: Проблемы новейшей истории Китая. Вып. 3. М.: ИДВ РАН, 2013, с. 235-246 (0,5 а.л.);
  71. Труды Надежды Анатольевны Виноградовой (1923--2012) об искусстве Китая // Архив российской китаистики/ Ин-т востоковедения РАН — ISBN 978-5-02-036551-3 Т. I. / сост. А.И. Кобзев; отв. ред. А.Р. Вяткин. — М. : Наука – Вост. лит., 2013, с. С.235-245 (0,8 а.л.);
  72. Портрет императора Цянь-луна как образ эпохи // В пути за Китайскую стену. К 60-летию А.И. Кобзева /Учёные записки ОК ИВРАН, вып. 12, М. ИВРАН, 2014, с.307—314 (0,5 а.л.);
  73. Политические аспекты сюжетов «Юнчжэн синлэту» //Ученые записки ОК ИВРАН вып. 15//44-я НКОГК, том XLIV, ч. 2, М., ИВРАН 2014, с. 758--764 (0,3 а.л.);
  74. «Архитектура, живопись и ремесло» // История Китая с древнейших времен до начала XXI века (в 10-ти томах, гл. ред. академик С.Л.Тихвинский). Т.IV. Династия Цин (1644--1911). Ч.2, Гл. 11. М. 2014/2015. С.763—785 (1,6 а.л.);
  75. «Шинуазри в Китае: цинский стиль в китайском искусстве периода трех великих правлений (1662--1796).М. ИВРАН: «Издательство МБА», 2015. Изд. 2-е, испр. (38 а.л.);
  76. Западные новации в ювелирном деле как культурный критерий эпохи Цин (1644—1911)// Ювелирное искусство и материальная культура. Сборник статей. СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа. 2015. С. 219—226 (0,8 а.л.);
  77. «Один или двое»: серия портретов императора Цянь-луна в китайской классической живописи 18 века// О классике и классическом. Сборник статей. Российская Академия художеств. НИИ теории и истории изобразительных искусств. Отв. ред. Е.Д. Федотова. М.: Памятники исторической мысли. 2015. С. 264—278 (1,1 а.л.);
  78. Феномен антикварного натюрморта в китайском искусстве (1644—1911)// Восток (ORIENS). 2015, № 6. С.67—82, 212 (0,6 а.л.);
  79. О некоторых новациях эпохи Цин (1644—1911) и их отражении в искусстве китайской «ойкумены»// Образ Поднебесной: взгляд из Европы. Сборник научных статей XXI Царскосельской конференции. СПб.: Серебряный век. 2015. Часть 1. С. 290--298 (0,5 а.л.);
  80. «Архитектурный опыт цинского Пекина (1644—1911) и его отражение в трансформациях европейских столиц XIX века// VII международная конференция «Актуальные проблемы теории и истории искусства//Actual Problems of Theory and History of Art». Тезисы докладов/Abstracts of Communications. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2016. С. 287—288 (рус.,англ. яз, 0,2 а.л.);
  81. Н.А. Виноградова – исследователь и популяризатор искусства стран Дальнего Востока//Искусство старого Китая в трудах Н.А. Виноградовой.М.: БуксМАрт, 2016. С. 22—28 (0,3 а.л.);
  82. Интервью с Н.А. Виноградовой//Российское китаеведение. Устная история (отв.ред. В.Ц. Головачев). Т.2. М.: ИВРАН, 2017. С. 114—122 (0,5 а.л.);
  83. Памяти Надежды Анатольевны Виноградовой (1923—2012)// Российское китаеведение. Устная история (отв.ред. В.Ц. Головачев). Т.2. М.: ИВРАН, 2017. С. 123—124 (0,1 а.л.);
  84. Монография «Китайский стиль цинского двора (1644 —1911) и европейский предмодернизм».- М.: Издательство «Спутник+», 2018.- 432с. (27 а.л.);
  85. Ансамбль Ихэюань: диалог двух правлений// Восток (Oriens), 2018, № 1, с. 117—124 (0,5 а.л.);
  86. Шинуазри, как фактор межкультурного диалога// Труды Института востоковедения РАН. Вып. 9: Национальная культура в транснациональном пространстве. Отв. ред. выпуска Ю.В. Любимов; составитель С.В. Прожогина – М.: ИВ РАН, 2018, с. 313—318 (0,3 а.л.);
  87. Серова С.А. Театральная культура Серебряного века в России и художественные традиции Востока (Китай, Япония,Индия). М., Институт Востоковедения РАН, 2017, 416 с., ил.// Восток (Oriens), 2018, № 1, с. 226—228 (0,3 а.л.);
  88. Инсталляция в китайском искусстве: истоки традиции// Искусство Евразии. Научное сетевое издание. № 2 (9), 2018, с. 164—170; www.eurasia-art.ru (0,3 а.л.);
  89. «Бай гу» или Vanitas: цинский антикварный натюрморт в ситуации культурного диалога// Сб. Искусство и будущее. Художественные предвидения. М.: НИИТИИИ РАХ, 2018, с.298 — 317 (1,1 а.л.);
  90. Буддийская традиция в пороховой живописи Цая Гоцяна// Пальмовский вестник: сборник статей в 2-х частях. Вып. 4, Ч.1.- Элиста: Национальный музей Республики Калмыкия им. Н.Н. Пальмова. Элиста, 2019, с. 117—120 (0,3 а.л.);
  91. Дальневосточный рынок рубежа XIX—XX вв. — стилеобразующий фактор современного искусства// Способы и формы воздействия Запада на культуры Востока. Том 2. От Мьянмы до Японии. (Коллективная монография)/ отв. ред. Ю.В. Любимов; Ин-т востоковедения РАН. – М.: ИВ РАН, 2019. – с. 303, с. 150—159 (0,4 а.л.);
  92. Дальневосточные экспортные эмали XIX века и живописный клуазонизм в системе модерна// Историческая психология и социология истории. 2019, №2. М., ИВ РАН.(ISSN 1994-6287, DOI: 10_30884/ipsi/2019.02.00, с.137—145 (0,4 а.л.).

Новые статьи

Феномен антикварного натюрморта в китайском искусстве (1644–1911)
Годы правления в Китае маньчжурской династии Цин отмечены работой при пекинском дворе католических миссионеров (прежде всего иезуитов) и появлением китайско-европейского художественного рынка. Знамением времени стало появление в цинском искусстве и ремесле ряда европейских технологий, например росписи эмалевыми красками по металлу, стеклу и фарфору. Были адаптированы и новые жанры – костюмированный портрет и натюрморт (цзинъу-хуа). Диалог Китая и Европы эпохи Просвещения породил пограничные явления в культуре каждой из сторон, нашедшие выражение в феномене шинуазри, и способствовал возникновению художественных решений, адекватно увидеть которые можно лишь в зеркале двух цивилизаций. К пограничным явлениям относится цинский антикварный натюрморт “бай гу”, составивший аналогию европейскому натюрморту на тему Vanitas (“Сует/Тщеславий”).