Статьи сотрудников ИВ РАН
Решение об отставке Назарбаева принималось не для того, чтобы что-то кардинально поменять
Притчин Станислав АлександровичИсточник: «Валдай»
Решение об отставке Нурсултана Назарбаева принималось не для того, чтобы что-то кардинально поменять во внешней или внутренней политике, а как раз наоборот – для того, чтобы максимально сохранить всё то, чего Казахстан к настоящему моменту достиг на внутри- и внешнеполитической арене. И решение принято очень своевременно, считает Станислав Притчин, научный сотрудник Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института востоковедения РАН.
Страна чувствует себя достаточно уверенно – как в экономическом, так в и социально-политическом измерениях. Главным фактором неопределённости для Казахстана и вокруг него последние годы была неясность в вопросе транзита власти. Население, политические элиты, иностранные инвесторы, а также зарубежные партнёры республики опасались, что в случае неожиданного ухода Нурсултана Назарбаева с политической арены все достижения республики могут быть подставлены под вопрос из-за возможной борьбы за власть между основными группами влияния.
Первоочередная цель нынешней трансформации – максимально снизить риск подобного развития событий. Новый президент под присмотром и при поддержке старого будет постепенно входить в курс дела, набираться опыта и политического веса, чтобы к моменту отхода Назарбаева от дел иметь возможность стать реальным руководителем республики. Подобное развитие событий максимально отвечает как внутренним интересам страны, так и интересам внешних партнёров республики. Никто не заинтересован в дестабилизации Казахстана.
На протяжении транзитного периода, пока первый казахстанский президент будет занимать позицию главы Совета безопасности, мы вряд ли можем ожидать серьёзных изменений или коррекции внешнеполитической линии республики. Это в интересах самого Казахстана, который имеет позитивные, устоявшиеся и конструктивные отношения со всеми важнейшими мировыми игроками, а также нового главы государства.
То же самое мы можем сказать о внутренней политике: в ближайшие два-три года не стоит ожидать серьёзных перемен.
Присутствие Назарбаева на политической арене, даже не на позиции главы государства, даёт гарантии того, что нынешняя политическая модель будет сохранена, правда, с двумя центрами принятия решений: Совбез и президентский офис. Первый в силу авторитета Назарбаева будет очевидно главным.
О персоналиях говорить сейчас достаточно сложно. С одной стороны, назначение дочери президента Дариги Назарбаевой главой сената несколько повышает её шансы стать следующим президентом. Но, опять же, нужно понимать, что позиция спикера парламента – стабилизирующая на случай неожиданного ухода главы государства со своего поста.
Тот же Касым-Жомарт Токаев, ставший главой государства сегодня, рассматривается как временный президент до следующих выборов, которые должны состояться в 2020 году.
Среди других возможных кандидатов также присутствуют нынешний посол республики в России Имангали Тасмагамбетов, племянник главы республики, замглавы КНБ Самат Абиш, аким крупнейшего города республики и бывшей столицы Бауыржан Байбек и некоторые другие. Но пока уверенные прогнозы делать сложно.
Источник: «Валдай»
Календарь ИВ РАН
Сентябрь 2024 | ||||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 1 |
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |