ИВ РАН

Статьи сотрудников ИВ РАН

РОМАНИЗИРУЮЩАЯ БАТАЛЬНАЯ СЦЕНА ИЗ МЕРОИТСКОГО ХРАМА АБУ ЭРТЕЙЛЫ (СУДАН): СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ.

Куватова Валерия Зуфаровна

Вестник ИВ РАН '2019, №4, с.78-90

 
В настоящей работе исследуется батальная сцена, найденная в 2017 г. на стене в одном из помещений мероитского храма в Абу Эртейле (Республика Судан), исследуемого Российско- итальянской археологической экспедицией (Институт востоковедения РАН — IsMEO). Стиль композиции явно проистекает из традиций римского и романизирующего греческого искусства конца I в. до н. э. — II в. н. э. На основании важных иконографических деталей в работе предлагается интерпретация сюжета как битвы гладиаторов. Репрезентации таких битв со сходной фризовой композицией встречаются на памятниках Апеннинского полуострова и Восточного Средиземноморья. Изображение удлиненного прямоугольного щита-скутума, имеющего италийское происхождение, фактически исключает возможность мифологической интерпретации сцены. Вместе с тем ряд иконографических особенностей выделяет роспись Абу Эртейлы из ряда таких памятников. В первую очередь, удивляет крайний лаконизм в трактовке оружия, средств защиты и одежды гладиаторов. Тщательная визуализация снаряжения гладиаторов играла важную роль в силу специфического символизма гладиаторских боев. Небрежность в этом вопросе могла означать как отсутствие удобных моделей для копирования, так и отсутствие у заказчиков интереса к «классическому» римскому символизму сюжета. Складывается впечатление, что роспись Абу Эртейлы тяготеет к иконографическому типу, сформировавшемуся на эллинизированном Востоке. Если западная, римская трактовка сосредоточена на моменте ожидания победителем решения толпы о судьбе побежденного, восточная, напротив, тяготеет к изображению яростной битвы и тесного физического контакта сражающихся гладиаторов. Для римского мира гладиаторские игры символизировали римскую власть и порядок, что проявлялось через роль зрителей в решении судьбы побежденного. Эллинизированный Восток воспринимал их как одну из форм элитарных состязаний, реализации героического начала.

Календарь ИВ РАН

Июль 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4

Анонсы

4 – 16 июля 2024 года
Приглашаем посетить выставку современного искусства "Точка отсчета. Перезагрузка"
На выставке представлены более семидесяти уникальных работ шестнадцати талантливых художников.
20 июня – 23 августа 2024 года
Магистратура ГАУГН и ИВ РАН: приемная кампания 2024
20 июня 2024 г. началась подача документов в магистратуру ГАУГН. Приемная кампания продлится до 23 августа.

Новые статьи

Родная земля для сербов, хорватов и бошняков
Чем запомнилась поездка на Западные Балканы
Почему в Сирии уничтожают сторонников национального примирения
В стране наблюдается новый всплеск террористических актов
Беды Ближнего Востока
Регион переживает один из самых нестабильных периодов в новейшей истории

ИВ РАН в СМИ