ИВ РАН

Статьи

К ПОСТАНОВКЕ ВОПРОСА О ТОЖДЕСТВЕ САМОМУ СЕБЕ В ТОЛКОВАНИЯХ АБХИНАВАГУПТЫ НА «ИШЬВАРАПРАТЬЯБХИДЖНЯ-КАРИКИ» УТПАЛАДЕВЫ: «ИШЬВАРАПРАТЬЯБХИДЖНЯ-ВИМАРШИНИ» И «ИШЬВАРАПРАТЬЯБХИДЖНЯВИВРТИ-ВИМАРШИНИ».

Офертас Станислав Чеславович

Вестник ИВ РАН '2019, №4, с.103-121

 
Эта статья начинает череду работ, посвященных узнаванию и исследованию того, что же такое ты сам. В Индии этому узнаванию посвящает себя целая философская школа, которая так и называет себя: школа «узнавания» или «непосредственного узнавания», которую ныне обыкновенно относят к учениям так называемого «Кашмирского шиваизма». Предмет исследования естественно определяется кругом источников. Это исходное сочинение Утпаладевы — «Ишьварапратьябхиджня-карики», с его толкованием «Ишьварапратьябхиджнякарика-вртти» и два толкования Абхинавагупты «Ишьварапратьябхиджня-[вртти]-вимаршини» и «Ишьварапратьябхиджнявиврти-вимаршини», а так же позднейшее толкование на «Вртти-вимаршини» Бхаскаракантхи. Способ исследования этих философских сочинений можно описать как их внимательное прочтение на языке, на котором они созданы, на санскрите, без привнесения в это прочтение каких-либо кросс- или над-культурных представлений и насаждения последних в качестве неких «матриц» или исходных и безусловных образцов понимания сказанного,— прочтение с попыткой воссоздавать понятийный строй этих творений, избегая навязывания понятий, которые по умолчанию представляются нам как общепригодные. В этом и некая новизна работы. Понятия, которые используют сочинители, даже в самых общих своих определениях почти никогда не совпадают, а часто никак и не пересекаются с понятиями и преставлениями нашего понятийного мира. Поэтому их приходится изобретать, имея в виду, прежде всего, не то, что слово означает в словаре, а как оно работает и что оно значит в высказывании, что оно такое внутри всего строя индийской мысли, стараясь передавать эти индийские понятия и соображения (в санскрите, как правило, укладывающиеся в сложные слова-сокращения, которые легко развертываются в законченные высказывания) не какими-то искусственными, туманными и непроглядными терминами, берущимися из различных европейских философий; а с помощью средств русского языка делать их понятными, проглядными и податливыми нашей мысли так, чтобы то, что мыслят и делают индийцы, можно было бы мыслить и делать на русском языке в круге европейского мышления. Ведь философия — это изобретение зачатков понятий, в след которому разворачиваются наши новые представления и новое понимание; продумывание того, что другие примут как данное. И, наконец, это может помочь нам увидеть ограниченность или недостаточность наших прежних представлений. Всех, а не только о том, что такое ты сам.

Календарь ИВ РАН

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5

Анонсы

24 – 26 апреля 2024 года
Всероссийская научная конференция с международным участием «Востоковедные полевые исследования»
Конференция организована Центром историко-археологических исследований Крыма и Средиземноморья и состоится 24-26 апреля 2024 года в Институте востоковедения РАН.
24 – 27 апреля 2024 года
Выставка икебаны Московского филиала Согэцу «СЛОВО ВЕСНЫ»
Пройдет с 24 по 27 апреля 2024 года в залах Восточного Культурного Центра Института востоковедения РАН.

Новые статьи

Родная земля для сербов, хорватов и бошняков
Чем запомнилась поездка на Западные Балканы
Почему в Сирии уничтожают сторонников национального примирения
В стране наблюдается новый всплеск террористических актов
Беды Ближнего Востока
Регион переживает один из самых нестабильных периодов в новейшей истории

ИВ РАН в СМИ