Сотрудники Института востоковедения РАН
Офертас
Станислав Чеславович
Институт востоковедения РАН » Отдел сравнительного культуроведения » научный сотрудник
Научные интересы
Индия 5 в. до н.э - 15 вв. н.э. Древнейшие вероучительные системы Средней, Восточной и Южной Азии. В частности, так называемый "недвойственный" шайвизм, отношения между его направлениями (трика, крама, кубджикамата и шривидья) и буддийскими философскими школами, спор двух этих направлений философской мысли. Учения о неудвоении в Тибете (буддизм и бон), бонские и буддийские высокие тантры. Сравнительное изучение буддийских и шиваитских тантр и агам. Воспроизведение понимания и некоторых представлений этих систем в русском понятийном пространстве, с учетом отсутствия в этих системах таких "привычных" для нас вещей, как "сознание", "бытие", "материя" и т.д. и т.п., и при понимании того, что главным путём к освобождению в этих системах является гносеология.
Биография
Родился в г. Иркутске. После окончания аспирантуры Философского факультета Московского государственного университета читал различные языковые и философские курсы в разных московских университетах. Курсы по философии истории, о поэтике истории, о историческом воображаемом и исторической географии; о проблемах современной западной философии: "Желание и власть в современной философии" и др. Переводил на русский язык работы различных авторов: Мишеля Фуко, Жиля Делёза, Феликса Гваттари, Мориса Бланшо, Ги Дебора, Корнелиуса Касториадиса, Станислава Грофа и др. В настоящее время сотрудник Отдела сравнительного культуроведения ИВРАН.
Один из организаторов Ежегодной международной конференции "Рериховские чтения" в Институте востоковедения РАН – одной из лучших российских научных конференций по индологии, тибетологии, буддологии, с весьма интересными обсуждениями по самым разным вопросам. Регулярно выступает на ней и на других конференциях института с докладами, которые публикуются в виде статей, тезисов, интернет-публикаций, видеозаписей на сайте института и в других местах.
Ниже приводятся названия только некоторых из них. И даже если названия докладов кажутся подобными или повторяющимися, то их содержание никогда не повторяется, из-за того что постоянно углубляется и развивается понимание этих предметов.
1. Мир без Другого. Одна философская возможность Индии. (На основе сочинений шиваитской Парама-адвайты).
2. Зеркало – конец иллюзии.
3. Кто говорит? Толкование источника речи в некоторых индуистских тантрах.
4. Три подхода к просветлению в "Тантралоке" Абхинавагупты.
5. Ещё раз о субъекте: "Ишварапратьябхиджня-вимаршини" Абхинавагупты.
6. Формирование субъективности в шиваитской парама-адвайте. К вопросу о Другом.
7. Спор Абхинавагупты с буддийскими воззрениями по поводу субъекта в первой части "Ишварапратьябхиджня-вимаршини".
8. Опровержение исходной посылки в споре об атмане. Противник или союзник буддист для Утпаладевы и Абхинавагупты в трактате "Ишварапратьябхиджня-вимаршини"?
9. Как свалить победителя? Опровержение Утпаладевой и Абхинавагуптой буддиста-пурвапакшина в трактате "Ишварапратьябхиджня-вимаршини"?
10. Как свалить победителя? Опровержение Утпаладевой победившего буддиста-пурвапакшина.
11. Европейская феноменология и буддизм в свете спора представителей кашмирской школы "Пратьябхиджня" с буддистами.
12. К постановке вопроса о тождестве самому себе в толкованиях Абхинавагупты на "Ишьварапратьябхиджня-карики" Утпаладевы: "Ишьварапратьябхиджня-вимаршини" и "Ишьварапратьябхиджнявиврти-вимаршини".
13. Воспоминание как основание для тождества "Я" в "Ишварапратьябхиджня-вимаршини" Абхинавагупты.
14. Ты сам – воспоминание. Довод от воспоминания в споре с буддистами о существовании тебя самого в толкованиях Абхинавагупты на "Ишьварапратьябхиджня-карики" Утпаладевы "Ишьварапратьябхиджня-вимаршини" и "Ишьварапратьябхиджнявиврти-вимаршини".
15. Отчего же пестро сознание? Творение йогина и три модели сознания согласно Абхинавагупте.
16. Можно ли сознавать чужое сознавание? Что такое очевидность для йогина (йогипратьякша), и три модели сознания согласно Абхинавагупте.
17. О тождестве самому себе в толкованиях Абхинавагупты на "Ишьварапратьябхиджня-карики" Утпаладевы.
18. Несколько слов о "я" и Адвайте в свете узнавания себя как предельного обладающего в толкованиях Абхинавагупты на "Ишьварапратьябхиджня-карики" Утпаладевы.
19. Зеркало, конец иллюзии. Или как удовлетворить тайно влюбленную, касающуюся кувшинами грудей отражения возлюбленного? (Учение об отражении в 3-й главе "Тантра-алоки" Абхинавагупты).
20. Неужто Богиня говорит во сне? Объяснение трудностей употребления перфекта в "Паратришикавиваране" Абхинавагупты.
21. "Тысяча наставлений" Шянкары, почему ты сам неизменен?
22. Ты Сам как произведение: искусство жить и быть свободным. (Виды искусства жизни в Древней и Средневековой Индии).
23. "Прамаартхасара" Абхинавагупты: руководство по достижению сингулярности или свидетельство невозможности Бытия//Бога?
24. О существе предельного предмета: "Парамаартхасара" Абхинавгупты.
25. О предельном предмете в "Парамаартхасаре" Абхинавагупты
26. Понятийный строй аюрведы, или можно ли по вкусу определять действие веществ?
27. Неравновесие "гун" и уравнение "дош". Свойства вкусов в Аюрведе как способ воздействия на состояние здоровья.
28. "Гуны" и "доши" в Аюрведе. Равновесие как условие здоровья.
29. "Гуны" и "доши" как базовые онтологические концепты аюрведы.
30. Вечные врачи и вечные пациенты. Понимание как самооздоровление.
31. История Мемориального кабинета Ю.Н. Рериха в Институте востоковедения РАН как предпосылка к новейшим исследованиям религиозных учений Востока.
32. История и деятельность Мемориального кабинета Ю.Н. Рериха в Институте востоковедения РАН.
33. Несколько замечаний о Брахмане и сущем.