Статьи
КОНЬ БЕЗ ВСАДНИКА И ДЕРЕВО ДЖАМБУ: К ИНТЕРПРЕТАЦИИ РЕЛЬЕФА НА ВОСТОЧНЫХ ВОРОТАХ БОЛЬШОЙ СТУПЫ В САНЧИ
Александрова Наталия ВладимировнаВестник ИВ РАН '2019, №3, с.83-96
В центре внимания статьи находится одно из изображений на воротах ступы No 1 в Санчи, которое отражает сюжет «великого ухода» (абхинишкраманы) будущего Будды, покидающего царский дворец, чтобы встать на путь подвижничества. Рассмотрение этого изобразительного нарратива в сопоставлении с индийским текстовым материалом вызывало недоумение первых исследователей (Дж. Маршалл, А. Фуше), поскольку присутствие такого элемента, как дерево джамбу, не соответствует сюжету и, более того, отсылает к другому эпизоду («первая медитация»), который индийские жизнеописания относят традицией к периоду «жизни Бодхисаттвы во дворце». Однако обращение к агиографическому памятнику, сохранившемуся в китайском переводе (IIIв. н.э.), дает возможность объяснить такое соединение элементов изображения: эпизод первой медитации в этой версии жития Будды включен в историю «великого ухода», и последовательность развития событий в этом рассказе соответствует изобразительному повествованию. Выявление «следов» такого варианта предания в позднейших индийских версиях («Лалитавистара»), свидетельствующих о постепенных изменениях в трактовке сюжета, также подкрепляет сделанные выводы. Сцена почитания дерева, помещенная в середину изображения, получает таким образом сюжетное наполнение, прочтение которого бывает затруднительно при отсутствии фигуры Будды в раннем буддийском искусстве. Сопоставление этого изобразительного материала с текстовыми свидетельствами актуально для оценки китайской сутры как отражающей индийскую традицию, а также позволяет сделать вывод о широком хождении в индийском буддизме этого раннего варианта предания, дошедшего до нас лишь через китайский канон.
Календарь ИВ РАН
Декабрь 2023 | ||||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
27 | 28 | 29 | 30 | 1 | 2 | 3 |
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |