Статьи сотрудников ИВ РАН
К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ СУДОХОДСТВА В СТАМБУЛЬСКОМ КАНАЛЕ
Болдырев Андрей ВикторовичВестник ИВ РАН '2019, №3, с.223-234
В настоящее время морской транспорт доминирует по общему объему международных перевозок грузов. В силу своей мобильности, сравнительной доступности цен и возможности доставить груз в любую точку планеты морские перевозки остаются наиболее часто используемым видом транспортировки. Черноморские проливы Босфор и Дарданеллы играют в этом отношении ключевую роль, обеспечивая странам региона кратчайший путь в Средиземное море и Мировой океан. Однако в 2011 г. президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган анонсировал проект Стамбульского канала — искусственного водного пути, призванного стать альтернативным трафиком для увеличивающегося грузопотока через «турецкие» проливы. В статье дается прогноз относительно правового режима судоходства в Стамбульском канале — крупнейшего мегапроекта современной Турции. На сегодняшний день Турция не создала правовую модель регулирования судоходства в канале «Стамбул». По сути, Анкара сталкивается с серьезной дилеммой. Игнорирование конвенции Монтрё приведет к тому, что Россия и другие участники конвенции, а также Международная морская организация ООН (ММО) могут поставить вопрос о статусе «Второго» Босфора. Поэтому, по мнению автора, режим канала «Стамбул» будет определяться «духом Монтрё» с максимальным использованием национального законодательства Турецкой Республики. Это избавит Стамбульский канал от гипотетической оппозиции России и, возможно, привлечет ее в качестве соинвестора в его строительстве. Автор согласен с теми исследователями, которые считают, что участие России в постройке Стамбульского канала даст ей возможность влиять на судоходство в этой новой волной артерии. Турция, однако, не допустит Россию к непосредственному управлению грузопотоками. Неизвестно также, хочет ли сама Турция, чтобы Россия участвовала в реализации проекта.
Календарь ИВ РАН
Июль 2024 | ||||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 | 31 | 1 | 2 | 3 | 4 |