Статьи сотрудников ИВ РАН
Зихская епархия Константинопольского патриархата
Чхаидзе Виктор Николаевич
Зихская епархия известна со второй трети VI в. и до второй трети XV в. Основной ее задачей являлась христианская миссия среди населения Северо-Западного Кавказа – зихов.
Можно полагать, что учреждение кафедры Зихии состоялось в рамках политики Юстиниана I (527–565) по укреплению связей с союзниками Византийской империи в Восточном Причерноморье, а выполнено было при помощи епископии Боспора, известной с начала IV в.
Первоначально центром епархии являлась Никопсия, располагавшаяся в Восточном Причерноморье, на р. Нечепсухо. Никопсия считалась местом погребения Симона Кананита, гробница которого являлась местом паломничества.
В качестве наиболее вероятного места локализации Никопсии могут быть рассмотрены три городища, расположенные возле ст. Новомихайловской в устье р. Нечепсухо, где во время исследований 1905, 1907, 1952 и 1956–1957 гг. была обнаружена керамика IV–VII вв., каменные кладки, черепица и обломки мрамора, в том числе, капители; большое каменное здание, по очертаниям скрывающего его развалины холма, напоминающее базиликальный храм. Эта гипотеза представляется вполне оправданной с точки зрения письменных источников, хотя и не является общепризнанной.
В середине VII в. название Зихии служило общим наименованием для области церковной юрисдикции кафедр северного и северо-восточного Причерноморья.
С VII в. в Нотициях константинопольского патриархата Зихия упоминается как кафедра в подчинении Константинопольского патриархата. Однако около 800 г., кафедра Зихии относится к епархии Абазгии, что, может быть связано с иконоборческим кризисом и усилением Абхазского царства.
Во второй четверти – второй половине IX в. Никопсийская кафедра была напрямую перенесена в Матараху (Таманское городище). Тerminus post quem исчезновения Никопсийской кафедры позволяет установить свидетельство иконопочитателя Епифания Монаха, посетившего Зихию и Никопсию в 815–820 гг.
Согласно Нотициям Константинопольского патриархата, уже с X в. Матарха является центром Зихской епархии.
В третьей четверти XIII в., согласно “Просопографическому лексикону Палеологов”, архиепископия была возведена в ранг митрополии. При этом архиереи продолжали сохранять титул «Зихийский».
Исходя же из данных письменных источников и сфрагистики, в настоящее время известно уже десять церковных иерархов Зихии.
Последние упоминания митрополита Зихии относятся к 1430 г. После этих сообщений о митрополии Зихии ничего не известно, а уже в 1439 г. в Матрахе присутствует католический архиепископ.
Вместе с этим, с деятельностью епархии Зихии в Матрахе также связан целый ряд византийских печатей – моливдовулов, происходящих из Тамани.
В фондах Краснодарского музея хранится каменная печать XI в., являющаяся литургическим штампом для оттиска изображений на просфорах. На штампе изображена сцена крещения Христа Иоанном Предтечей, в водах Иордана.
С территории Северо-Западного Предкавказья происходит и ряд предметов мелкой христианской пластики, связанных с Зихской епархией. Так на Таманском полуострове известна находка литейной формы для отливки крестов. Найдена целая серия бронзовых крестов-энколпионов и тельников XI–XIII вв., паломническая ампула-евлогия. Из Закубанья, с территории Адыгеи происходит целая серия крестов и медальонов VIII–XV вв.
В Анапском музее хранится ряд лапидарных памятников с христианской символикой, в том числе происходящих с поселения Уташ, где, вероятно, находилась церковь.
Из раскопок в Анапе происходит каменный крест, датируемый 1392 г. с греческой надписью: «Побеждай Христос! Страдания Льва, Божъего мученика».
Также следует отметить надпись-граффито, датируемую последней четвертью XI – первой четвертью XII вв., которая была обнаружена на одной из стен Софии Киевской: «Дедилец-касог, тмутаракан(ец писал), идя от святых. Ибо я, господи, чаю прийти к тебе на воскрешение. Ох, душа моя!». В этом, пока единичном случае, можно утверждать, что проживающие в Тмутаракани касоги, могли не только владеть русской речью и письменностью, но и являться прихожанами русского православного прихода, известного из летописи.
Наконец, давно известна греческая надпись на мраморной плите 1078 г. Иоанникия, монаха, строителя (ойкодома) монастыря. Должность «ойкодом», встречающаяся в ряде аналогичных византийских надписей, по преимуществу обозначает основателя монастыря.
В 2004–2005 гг. в 10 км к югу от Таманского городища, на вершине г. Зеленская, были открыты остатки, вероятно, православного монастыря. При работах здесь был зафиксирован культурный слой поселения XI в., датированный монетными находками, прежде всего – подражаниями византийским милиарисиям. Зафиксированы остатки каменных стен здания с очагом, землянка, 35 хозяйственных ям, 4 грунтовых погребения. Среди находок стандартной керамики (воротничковые амфоры, черепица) и стеклянных сосудов, отмечены предметы с христианской символикой – нательные серебряные крестики, вырезанные на керамике и пяти обработанных каменных блоках кресты. Выделяется фрагмент верхней части большого бронзового процессионного креста с четырехстрочной надписью «О здравии и спасении (такого-то)». Также был открыт интересный объект, впущенный в насыпь кургана бронзового времени. По мнению исследователей, это христианский храм, на что указывает его апсидная форма и выявленное глиняное округлое возвышение, которое можно трактовать как престол
К сожалению, в настоящее время нет возможности связать с Зихской епархией остатки либо сведения о каких-либо христианских храмах, располагавшихся на ее территории. Нахождение церквей в устье Нечепсухо и в районе с. Утриш – предположительно. Храм в с. Лоо относится к Абазгийской епархии. Открытые в середине XX в. в Тамани фундаменты храма Т.И. Макарова соотнесла с известной по летописи церковью св. Богородицы, заложенной в 1022 г. Мстиславом Владимировичем. Что, правда, вызывает определенные возражения. Наконец, давно известно о церкви св. Георгия, около XII в. построенной армянским зодчим на р. Белой в Закубанье и еще действовавшей в XIV–XV вв. Ее фундаменты были исследованы в 2022 г. Однако связь этой церкви с Зихской епархией пока остается гипотетической.
Так восточная граница Зихской епархии с начала X в. соприкасалась с епархией Алании, центр которой в X–XII вв. располагался на Нижне-Архызском городище в верховьях Кубани (Карачаево-Черкесия).
Учитывая сильное влияние Аланской епархии, сложно обнаружить последствия миссионерской деятельности епархии Зихии в Западном Предкавказье, хотя и существует вероятность ее выявления. Так, в Верхнем Прикубанье открыты погребальные памятники характерные для Крыма.
Вместе с этим, территория, расположенная к юго-востоку от р. Нечепсухо, входила в состав епархии Абазгии, известной как сильной христианизацией региона, так и своей храмовой архитектурой.
Таковы на сегодняшний день наши знания о Зихской епархии. В целом можно констатировать, что попытка христианизации Зихии не удалась, несмотря на то, что вплоть до XVII–XVIII вв. (до распространения ислама) христианство у адыгов продолжало сочетаться с языческими верованиями и обрядами. Об этом, прежде всего, свидетельствует факт перенесения центра епископии из Никопсии в Таматарху во второй половине IX в., а также естественное более сильное влияние христианства в прибрежных районах северо-восточного Причерноморья, нежели в глубинных территориях Западного Предкавказья на протяжении всего периода существования епархии.
Литература
- Анфимов Н. В. Зихские памятники Черноморского побережья Кавказа // Северный Кавказ в древности и в средние века. М., 1980. С. 92–113.
- Виноградов А. Ю. Зихия // Православная энциклопедия. Том XX. М., 2009. С. 186–192.
- Виноградов А. Ю. Византийская политика в Восточном Причерноморье: (2-я пол. VII – 1-я пол. X в.) // Древности Западного Кавказа. Вып. 1. Краснодар, 2013. С. 156–176.
- Виноградов А. Ю., Гугушвили Ш. Очерк истории Абхазского католикосата. Часть 1. VIII–X вв. // Богословские труды. № 46. М., 2015. С. 77–116.
- Воронов Ю. Н. К локализации Никопсии // XV Крупновские чтения по археологии Сев. Кавказа: Тезисы докладов Махачкала, 1988. С. 72–73.
- Воронов Ю. Н. Проблемы археологии Зихии // I Кубанская археологическая конференция: Тезисы докладов Краснодар, 1989. С. 17–18.
- Гадло А. В. Византийские свидетельства о Зихской епархии как источник по истории северо-восточного Причерноморья // Из истории Византии и византиноведения. Л., 1991. С. 93–106.
- Горст А. П. Еще раз о Никопсии // Археология, архитектура и этнографические процессы Северо-Западного Кавказа. Екатеринбург, 1997. С. 72–80.
- Ендольцева Е. Ю., Чхаидзе В. Н. Лапидарная коллекция Таманского городища: варианты идентификации византийских рельефов // Вестник ВолГУ. Серия 4. История. Религиоведение. Международные отношения. Том 21. № 5. Византийское общество: история, право, культура. Волгоград, 2016. С. 55–66.
- Качарава Д. Д., Квирквелия Г. Т. Города и поселения Причерноморья античной эпохи. Тбилиси, 1991. 656 с.
- Макарова Т. И. Церковь св. Богородицы в Тмутаракани // Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии. Вып. XI. Симферополь, 2005. С. 377–405.
- Малюгина Е. В. Археологическое изучение пос. Новомихайловский (Туапсинский район): средневековые поселения и проблема локализации Никопсии // Археология, этнография и фольклористика Кавказа. Махачкала, 2007. С. 202–205.
- Симиненко В. И. К вопросу о локализации крепостей Никопсия и Сотириуполь (аналитическая версия) // Археология, архитектура и этнографические процессы Северо-Западного Кавказа. Екатеринбург, 1997. С. 131–136.
- Чхаидзе В. Н. Зихская епархия: Письменные и археол. свидетельства // ΧΕΡΣΩΝΟΣ ΘΕΜΑΤΑ 01: Империя и полис. Севастополь, 2013. С. 47–68.
- Чхаидзе В. Н. Христианский храм в Тамани в X–XVIII вв. // Великая Схизма. Религии мира до и после разделения церквей. XVI Международная конференция по истории религии и религиоведению. Тезисы докладов и сообщений. Севастополь, 2014. С. 37–38.
- Чхаидзе В. Н. Византийские печати из Тамани. М., 2015. 202 с.
- Чхаидзе В. Н. Краснодарский край. Распространение христианства. Памятники христианской культуры по данным археологии // Православная энциклопедия. Том XXXVIII. Коринф – Крискентия. М., 2015. С. 410–413, 421–427.
- Чхаидзе В. Н. Предметы личного благочестия с Таманского полуострова // Владимирский сборник. Материалы международных научных конференций «I и II Свято-Владимирские чтения». Калининград, 2016. С. 436–448.
- Чхаидзе В. Н. Никопсия // Православная энциклопедия. Том LI. Никон – Ноилмара. М., 2018. С. 59–60.
- Чхаидзе В. Н. О локализации Никопсии – кафедры Зихской епархии Константинопольского патриархата (VI–IX вв.) // III Свято-Владимирские чтения. Материалы международной научной конференции, посвященной 1030-летию Крещения Руси. Севастополь, 2018. С. 112–114.
- Чхаидзе В. Н. Византийская власть на Тамани и в Крыму в конце XI – начале XIII вв. // Византийское «содружество»: традиции и смена парадигм. Тезисы докладов XXII-й всероссийской сессии византинистов РФ. Екатеринбург, 2019. С. 175–177.
- Чхаидзе В. Н. Паломническая ампула–евлогия с Таманского городища // Мир Православия. Вып. 10. Волгоград, 2019. С. 266–271.
- Чхаидзе В. Н. Византия в Крыму и на Тамани (конец XI – начало XIII вв.) по данным нарративных источников и памятников византийской сфрагистики // Восточная Европа в древности и средневековье. Чтения памяти члена-корреспондента АН СССР Владимира Терентьевича Пашуто. Вып. XXXII. Сравнительные исследования социокультурных практик. М., 2020. С. 247–251.
- Чхаидзе В. Н. Новые находки христианских крестов на Таманском полуострове // Владимирский сборник II. Материалы международной научной конференции «III Свято-Владимирские чтения». Севастополь, 2020. С. 270–279.
- Чхаидзе В. Н. Антоний, архиепископ Зихии (30-е–50-е годы XI в.) // Восточная Европа в древности и средневековье. Чтения памяти члена-корреспондента АН СССР Владимира Терентьевича Пашуто. Вып. XXXIII. Роль религии в формировании социокультурных практик и представлений. М., 2021. С. 308–311.
- Чхаидзе В. Н. Церковные связи средневековой Матархи: новые находки византийских печатей // Вестник ВолГУ. Серия 4. История. Религиоведение. Международные отношения. Том 26. № 6. Византийское общество: история, право, культура. Волгоград, 2021. С. 112–118.
- Чхаидзе В. Н. Новые находки христианских крестов на Таманском полуострове: часть III // Христианство в археологических и письменных источниках. Материалы X Международной научной конференции по церковной археологии, посвященной 160-летию Д.В. Айналова. Севастополь, 19–23 сентября 2022 г. Симферополь, 2022. С. 245–248.
- Чхаидзе В. Н. Православная и католическая церкви на Тамани в XIII–XV вв. // Исторические, культурные, межнациональные, религиозные и политические связи Крыма со Средиземноморским регионом и странами Востока. Материалы VI международной научной конференции. М., 2022. С. 469–473.
- Чхаидзе В. Н., Виноградов А. Ю., Ёлшин Д. В. Средневековый храм на Таманском городище и его архитектурный контекст // Монументальное зодчество Древней Руси и Восточной Европы эпохи средневековья. Труды Государственного Эрмитажа. Том LXXXVI. СПб., 2017. С. 257–285.
- Чхаидзе В. Н., Дружинина И. А. Зихская епархия и попытка христианизации зихов // Вост. Европа в древности и средневековье: Язычество и монотеизм в процессах политогенеза: XXVI Чтения памяти В. Т. Пашуто. М., 2014. С. 286–291.
- Шишлов А. В., Колпакова А. В., Федоренко Н. В. Христианский монастырь XI – начала XII в. на Тамани // Синдика, Горгиппия, Анапа: исследования по археологии и истории. Краснодар; Анапа, 2014. С. 83–93.
Календарь ИВ РАН
Февраль 2025 | ||||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 1 | 2 |
3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 |
24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 1 | 2 |