Статьи
Чайтья в трех версиях «Лалитавистары»: взаимодействие текста и паломнической традиции
Александрова Наталия ВладимировнаВестник ИВ РАН '2022, №4, с.100-109
DOI: DOI: 10.31696/2618-7302-2022-4-100-109
В этой работе анализируется употребление слова чайтья (в буддийском значении «ступа») в трех
версиях «Лалитавистары» — раннебуддийского агиографического текста. Существование трех версий —
санскритской (IX в.) и двух более ранних китайских (IV и VII вв.) — позволяет проследить динамику
изменений как в наборе и последовательности эпизодов предания, так и в словоупотреблении. Обра-
щает на себя внимание, что встречаемость слова чайтья идет по нарастающей от ранней версии к более
поздним. Со временем возникает особый контекст его употребления — появляется завершающая деталь
при изложении отдельных эпизодов предания о Будде с упоминанием «ныне существующих» ступ, что
выглядит как свидетельство о взаимодействии текста с реально существовавшей паломнической практи-
кой. Совпадение таких свидетельств индийской литературы с указаниями китайских паломников, видев-
ших эти культовые места своими глазами, показывает, насколько была связана с реальностью эта тен-
денция вносить дополнения в житийный текст. В этом можно видеть проявление взаимопроникновения
буддийской паломнической практики и жития. При том, что строительство ступ и сложение сакральной
географии буддизма происходило под воздействием развивающейся агиографической традиции, сфор-
мировавшаяся культовая реальность оказывала и обратное воздействие на житийный текст. Интересно,
что увеличение упоминаний «пришедших с карты» ступ в житийном тексте «Лалитавистары» наблю-
дается именно в это время, в VII–IX вв. По-видимому, потребность «закрепить» на реальной географи-
ческой карте житийные ассоциации симптоматична для последнего периода существования буддизма
в Индии, когда он уже соперничал с иными религиозными тенденциями и практиками.
Календарь ИВ РАН
Декабрь 2023 | ||||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
27 | 28 | 29 | 30 | 1 | 2 | 3 |
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |