ИВ РАН

Статьи сотрудников ИВ РАН

Какие экономические проблемы предстоит решать переизбравшемуся на новый срок Эрдогану

Ульченко Наталия Юрьевна Какие экономические проблемы предстоит решать переизбравшемуся на новый срок Эрдогану Какие экономические проблемы предстоит решать переизбравшемуся на новый срок Эрдогану

 
После прошедших в мае президентских и парламентских выборов, в руководстве Турции начались многочисленные кадровые перестановки.

Ключевые слова: Турция, Реджеп Тайип Эрдоган, экономика.

Если говорить о перспективах преодоления экономических проблем страны, то обратить внимание стоит, в первую очередь, на два назначения - главы Центрального банка и министра финансов. Новый руководитель Центробанка, кстати первая женщина на этом посту, – Гайе Эркан. За ее плечами работа на руководящих постах в американских банках Goldman Sachs и First Republic. Схожий бэкграунд и у нового главы МинфинаМехмета Шимшека. Прежде чем начать в 2007-мстроить карьеру на родине – сначала в качестве госминистра по вопросам экономики, затем министра финансов и вице-премьера - он на протяжении семи лет работал экономистом в лондонском отделении американского инвестиционного банка Merill Lych. Эти назначения – свидетельство того, что для решения двух взаимосвязанных проблем турецкой макроэкономики понадобилось привлечение профессиональной команды «скорой помощи».

          Первая проблема – заниженная ключевая ставка. Об этой проблеме - неортодоксальном экономическом выборе Эрдогана, лично давившего на Центральный банк ради неоднократного снижения ставки, упоминалось довольно часто. Как и о следствиях этой политики - девальвации лиры и росте инфляции. Меньше говорилось о том, что в последние годы Турция утратила другоеважное макроэкономическое преимущество - относительную сбалансированность в системе госфинансов, служившую важным источником макроэкономической стабильности.

          Представляется, что новым фигурам в руководстве Турции предстоит ответить на основные экономические вызовы, очевидно, каждой на своем участке, и одновременно эффективно взаимодействуя.

          Теперь немного подробнее о стоящих перед ними задачах.

          Напомним, что РеджепТайип Эрдоган, будучи лидером и поныне правящей Партии справедливости и развития (ПСР), пришел к власти еще в 2002 году. Турецкая экономика, пережившая серию валютно-финансовых кризисов, в ту пору страдала от серьезного бюджетного дефицита и высокой инфляции, а ее внушительных размеров госдолг вытягивал из бюджета серьезные средства на свое обслуживание. Главными факторами быстрого выправления экономической ситуации стало последовательное и неуклонное соблюдение бюджетной дисциплины и поддержание сравнительно высоких процентных ставок, что соответствовало классическим подходам к решению проблемы инфляции. Однако настоящим драйвером успешного развития турецкой экономики стало не только строгое следование канонам экономической теории, эффективность которых существенно корректируется в условиях открытой экономики (турецкая таковой стала в 1989-м). Парадокс ситуации заключался в том, что упорядочение в бюджетной сфере вместе с поддержанием сравнительно высоких процентных ставок способствовали росту доверия и привлекательности турецкой экономики для иностранного капитала. Его активный приток (на момент прихода к власти ПСР дефицит по счету текущих операций платежного баланса составлял менее $2 млрд, а концу первого десятилетия 2000-х годов – около $80 млрд) стал важнейшим драйвером роста, позволяя увеличивать норму инвестиций, да еще и в условиях отсутствия давления на потребительский спрос.

Слабой стороной этой модели была ее крайняя зависимость от колебаний объемов внешнего финансирования, а также от сохранения высокой (привлекательной для международного капитала) процентной ставки. Поэтому объявленная Эрдоганом еще в середине 2010-х и с тех пор набиравшая обороты война высоким процентным ставкам стала вызовом сложившейся модели «экономического процветания». Руководствуясь исламской риторикой, осуждающей процентный доход, Эрдоган отстаивает право национальной экономики финансироваться дешевыми национальными деньгами, а не дорогими иностранными, усматривая при этом в высокой процентной ставке причину инфляции.

Нервозная настойчивость Эрдогана проявляется в принуждении руководства формально независимого Центрального банка к снижению ставки. Эрдоган добился права лично назначать главу ЦБ, и затем неоднократно пользовался этой возможностью. Со временем стало очевидно: чтобы сохранить пост, глава Центробанка должен непременно снижать процентную ставку, каким бы ни было макроэкономическое состояние страны. Результата такой политики долго ждать не пришлось - упавшая ставка снизила привлекательность турецкого рынка для западных инвестиций и обусловила сокращение предложения валюты. Последовавшая затем девальвация лиры обуславливает рост инфляции, которая в данном случае можно считать импортируемой по каналам внешней торговли.Турция имеет традиционно весьма высокую импортную квоту, в последние годы удерживавшуюся на уровне 30% ВВП, а по итогам она 2022-го превысившую 40%.Снижающаяся процентная ставка не способна защитить слабеющую лиру.

          Упреки в том, что он рубит сук, на котором сидит турецкая экономика, Эрдоган пытался парировать обеспечением займов из мусульманских стран, солидарных с его процентной (антипроцентной) политикой, например, Катара и ОАЭ. Однако этих усилий оказалось недостаточно, чтобы преодолеть основную проблему: ключевая ставка 8,5% ЦБ Турции против 5,2% ФРС не обеспечивает внятных преимуществ турецкого рынка с точки зрения международного капитала.

          По мере снижения процентной ставки, подверглась эрозии и вторая опора успешной экономической модели начального периода правления ПСР – повышение бюджетной сбалансированности, поскольку ослабление интенсивности внешнего финансирования предъявляло более высокий спрос на внутреннее, бюджетное. Собственно тестом успешности бюджетной политики может служить такой показатель, как первичный профицит бюджета – преобладание бюджетных доходов над расходами без учета процентных выплат по госдолгу. В устойчивом поддержании его достаточно заметных объемов и заключалась формула финансовой стабилизации раннего периода правления ПСР. Переломной точкой стал 2018-й, когда Турция впервые за долгое время продемонстрировала нулевой первичный профицит. В последующие годы бюджет страны обнаруживал недостаток доходов еще до включения расходов по обслуживанию долга. Таким образом, инфляция в Турции имела и вполне традиционные монетарные корни, а финансирование бюджетного дефицита стало фактором дополнительного ослабления лиры. 

          Что ждет Эрдоган от новых назначений в своей команде? Худший ответ – чуда. Ибо реально турецкая экономика стоит перед необходимостью политики монетарного и фискального сдерживания – роста ключевой ставки и снижения бюджетных расходов.Ощущения избирателя от подобных мер чудесными не назовешь. Но, похоже, воспитанники монетаристской школы Эркан и Шимшек назначены для выполнения именно этой неприятной миссии.

          На пути такой политики стоит несколько вызовов: популистские предвыборные обещания Эрдогана – дальнейший рост доступности кредитов, ликвидация последствий мартовского землетрясения. Безусловно, существует и риск замедления экономического развития: главам Центробанка и Министерства финансов предстоит делать очень осторожный и взвешенный выбор между преимуществами укрепления лиры, снижения инфляции и издержками повышения процентной ставки и удорожания кредита. Едва ли не единственный плюс ситуации – Турция находится в самом начале избирательного цикла, а это самое подходящее время для принятия непопулярных решений.

Календарь ИВ РАН

Июнь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

Анонсы

26 июня 2024 года
Международная научно-практическая конференция «Меконг: проблемы региона и возможные решения»
Центр научно-аналитической информации Института востоковедения РАН совместно с Центром изучения Вьетнама и АСЕАН Института Китая и современной Азии РАН и Фондом поддержки публичной дипломатии имени А.М. Горчакова 26 июня 2024 года проводит международную научно-практическую конференцию «Меконг: проблемы региона и возможные решения».
20 июня – 23 августа 2024 года
Магистратура ГАУГН и ИВ РАН: приемная кампания 2024
20 июня 2024 г. началась подача документов в магистратуру ГАУГН. Приемная кампания продлится до 23 августа.

Новые статьи

Родная земля для сербов, хорватов и бошняков
Чем запомнилась поездка на Западные Балканы
Почему в Сирии уничтожают сторонников национального примирения
В стране наблюдается новый всплеск террористических актов
Беды Ближнего Востока
Регион переживает один из самых нестабильных периодов в новейшей истории

ИВ РАН в СМИ