Статьи сотрудников ИВ РАН
"Пейзаж после битвы" глазами Израиля
Носенко Татьяна Всеволодовна
Израильское правительство до недавнего времени воздерживалось от представления каких-либо планов относительно будущего сектора Газа и вообще своих дальнейших отношений с палестинцами, несмотря на ряд инициатив, уже выдвинутых и региональными игроками, и администрацией США. Такая сдержанность объясняется, видимо, реальными сложностями в формулировании практических решений, а также политическими соображениями, связанными с желанием премьер-министра Б.Нетаньяху любыми способами сохранить правительственную коалицию. Однако не вызывает сомнений, что в израильских правительственных и военных структурах идет активная работа по поискам модели управления сектором Газа, «планов на завтрашний день для Газы».
В израильских правительственных и военных структурах идет активная работа по поискам модели управления сектором Газа, «планов на завтрашний день для Газы». Свидетельством этого стало опубликованное 4 февраля выступление министра обороны Йоава Галанта на брифинге перед журналистами государственных изданий.
В первой части этого выступления он изложил оперативные планы военного командования, подчеркнув, что боевые действия в секторе Газа будут продолжаться до тех пор, пока не будут достигнуты цели войны - возвращение заложников, уничтожение военного потенциала ХАМАС и ликвидация его административных структур и устранение любой военной угрозы для населения Израиля. Для достижения этих целей осуществляется так называемый фазовый план: в северной части Газы Армия обороны Израиля переходит к действиям посредством рейдов и специальных операций, направленных на разрушение подземной инфраструктуры врага, к нанесению целевых воздушных и наземных ударов. На юге оперативные усилия будут направлены на ликвидацию руководства ХАМАС и освобождение заложников. Эти боевые действия, по утверждению министра, будут продолжаться столько времени, сколько понадобится для подавления очагов сопротивления.
Во второй части Галант выделил ряд принципиальных положений, которые, как он считает, должны обеспечить долгосрочные интересы Израиля. Во-первых, Израиль сохранит за собой полную свободу военных действий в секторе Газа без каких-либо ограничений применения военной силы. Во-вторых, как только цели войны будут достигнуты, Израиль, как можно понять, передаст гражданское управление неким международным силам, в которых основным игроком видится Египет. Израильское военное командование готово предоставлять необходимую информацию этим силам для выполнения гуманитарных миссий, но категорически сохранит за собой право проверки всех поступающих в сектор грузов.
С Египтом также ведутся интенсивные переговоры относительно строительства при финансировании США сооружений безопасности в районе Филадельфийского коридора, полосы на границе между Египтом и Израилем. Египетская сторона возражает против ряда мер, которые Израиль считает необходимыми для обеспечения своей безопасности. План Галанта предусматривает создание так называемой многонациональной оперативной группы во главе с США, в которую войдут Саудовская Аравия и ОАЭ, для восстановления Газы и ее экономического развития. Что касается административно-хозяйственного управления сектором, то, с точки зрения израильского министра, эти функции может взять на себя уже существующий многие десятилетия местный аппарат, состоящий примерно из 30 тыс. служащих. Многонациональные силы могут опираться на местные комитеты, составляющие основу этого механизма, но Израиль будет контролировать, чтобы в них не входили враждебные ему элементы. Из заявления Галанта следует, что ни БАПОР, ни ПА не вызывают в настоящее время у Израиля доверия как возможные претенденты на осуществление каких-либо административных или гражданских функций в секторе.
Что касается обеспечения порядка и безопасности в Газе, то глава военного ведомства заявил, что израильские спецслужбы ведут в настоящее время работу по выявлению среди различных слоев населения Газы тех, кто не враждебен Израилю, и, видимо, на них будет делаться ставка при создании соответствующих структур управления. Вероятно, последний пункт заявления Галанта непосредственно связан с появившейся в израильской прессе информацией о плане «кантонизации» территории сектора с опорой на традиционные арабские социальные структуры, который рассматривается в правительственных кругах. Похожую идею продвигал в свое время известный израильский арабист, профессор университета Бар-Илан Моти Кедар, личность весьма одиозная, попадавшая не раз в поле зрения СМИ из-за своих высказываний конспирологического толка. Он считает, что устройство палестинского общества должно базироваться не на общенациональных, а на общинно-клановых структурах. Кедар предлагал разбить всю территорию ПА на кантоны на основе клановой структуры хамул и иметь дело с авторитетными лидерами хамул, а не с чиновничьим аппаратом в Рамалле.
Применительно к Газе гражданское управление в секторе предполагается отдать уважаемым людям, не связанным с ХАМАС, а ситуацией в области безопасности будут заниматься ЦАХАЛ и ШАБАК. Финансовое бремя по реализации этой модели, созданной вместо квазигосударства ХАМАС, предлагается возложить на государства Персидского залива.
Эта схема очень напоминает то положение, которое существовало на палестинских территориях – на Западном берегу и в Газе, - после Шестидневной войны 1967 г. Тогда израильская Военная администрация предоставила палестинцам относительно широкие возможности самоуправления в рамках муниципалитетов. В 1970-х гг. на палестинских территориях даже дважды проводились муниципальные выборы. При этом израильские военные власти осуществляли жесткую репрессивную политику в ответ на любые проявления сопротивления со стороны палестинцев, включавшую аресты, депортации, разрушения домов и административное внесудебное содержание под стражей. Судя по всему именно эта политика «кнута и пряника» рассматривается сегодня израильским руководством как наиболее приемлемый вариант для Газы.
Однако в современных условиях появился совершенно новый фактор – это готовность Израиля допустить согласование своих планов на «завтрашний день» для Газы с арабскими партнерами в перспективе продолжения процесса нормализации, начало которому было положено Авраамовыми соглашениями. Глава Национального совета безопасности Израиля Цахи Ханегби прямо заявил на одном из саудовских информационных сайтов, что для израильских региональных партнеров открывается возможность «преобразить Сектор, чтобы создать новую реальность».
Пока судя по той информации, которая появляется в СМИ из различных арабских источников – от высокопоставленных представителей власти до некоторых аналитических центров – можно сделать вывод, что Саудовская Аравия и ОАЭ готовы взять на себя финансовую и экономическую помощь по восстановлению Газы, подготовку кадров, помощь в проведении выборов, но они не намерены брать на себя ответственность в выстраивании структур власти и правопорядка, вмешиваться в те сферы, которые связаны с обеспечением безопасности.
Арабы не допускают сохранения присутствия Израиля в Газе как оккупационной силы и предъявляют Израилю встречные требования, предполагающие в первую очередь передачу контроля над Газой реформированной Палестинской Администрации или ее представителям с перспективой достижения решения по формуле двух государств. Причем в арабской позиции не исключается какое-то участие умеренного крыла ХАМАС в управлении палестинскими территориями.
Разрыв в позициях сторон на сегодняшний день значителен. Публично официальный Израиль не допускает сохранения ХАМАС даже в ослабленном и подчиненном ПА статусе в политическом процессе. Однако некоторые трезвые экспертные оценки не исключают, что «организация останется в Газе как политическая сила, и тогда ее основной спонсор Катар должен быть интегрирован в международный арабский механизм там».
К тому же у Израиля вызывает глубокие сомнения возможность преобразования палестинской власти в Рамалле так, чтобы она стала приемлемым для Израиля партнером. Требования Израиля о реформировании палестинской системы образования, о прекращении поддержки палестинских заключенных и их семей вряд ли осуществимы в краткосрочной перспективе, не говоря уже о требованиях отзыва палестинских обращений в Международный суд в Гааге, которые исходят от праворадикальных кругов. Все же умеренные голоса в экспертном сообществе Израиля рекомендуют согласиться с постепенным внедрением реформированной Палестинской Администрации в Газе в целях продвижения процесса нормализации с Саудовской Аравией.
Пока для Израиля остается неприемлемым условие арабских партнеров, увязывающее их участие в планах «на завтрашний день» в Газе и продолжение нормализации отношений с Израилем, с развитием политического процесса в целях создания палестинского государства. Противодействие созданию палестинского государства – это тот бастион, который, видимо, сегодня не сдаст никакое израильское правительство, останется ли во главе него Нетаньяху или пришедший ему на смену премьер-министр. Даже представители левого крыла израильского политического спектра не считают, что создание палестинского государства – это дело ближайшего будущего. Около половины израильтян, по опросам общественного мнения, также выступают против того, чтобы в договоренностях по завершении военных действий в Газе предусматривалось создание палестинского государства.
Появившаяся в середине февраля в американской прессе информация о том, что в администрации Дж.Байдена идет работа над всеобъемлющим планом долгосрочного мира между Израилем и палестинцами, включая четкие сроки создания палестинского государства, вызвала резкую реакцию в правительственных кругах. На заседании правительства 18.02.2024 была единогласно утверждена внесенная премьер-министром Нетаньяху декларация, в которой отвергается международный диктат в форме признания палестинского государства ООН без согласия Израиля и вновь подтверждается позиция Израиля о том, что мирное урегулирование с палестинцами возможно только путем прямых переговоров без иностранного вмешательства. Этой точки зрения придерживается и министр военного кабинета Бени Ганц (самый реальный претендент на пост премьер-министра), заявивший, что путь к региональной стабильности лежит не через одностороннее признание палестинского государства, а через создание региональной архитектуры против иранской оси и продвижение политических механизмов, которые улучшат жизнь всех жителей региона и будут способствовать миру».
Таким образом, позиция Израиля по вопросу о создании палестинского государства остается неизменной, несмотря на то, что спровоцированные войной в Газе необычайно широкие выступления мировой общественности под лозунгами, осуждающими его оккупационную политику, наносят большой ущерб международной репутации еврейского государства. Даже усиливающееся давление со стороны американской администрации не способно сдвинуть Израиль с этой позиции.
Создается впечатление, что в разработке планов на «завтрашний день» для Газы Израиль стремится, с одной стороны, максимально снять с себя ответственность за восстановление сектора и за дальнейшее управление им, переложив ее на плечи региональных арабских партнеров и западных стран. Однако международные акторы не готовы брать на себя обязательства по осуществлению мер безопасности в Газе. Поэтому, с другой стороны, необходимо найти такой вариант, который не сковывал бы свободу действий Израиля в осуществлении военного контроля над этой территорией.
Носенко Татьяна Всеволодовна
Календарь ИВ РАН
Ноябрь 2024 | ||||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
28 | 29 | 30 | 31 | 1 | 2 | 3 |
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 1 |