ИВ РАН

Статьи сотрудников ИВ РАН

Локусы сакральности: представление о пространстве в джайнской традиции

Железнова Наталья Анатольевна

Объем издания: 323-341

 
Статья посвящена анализу представлений о различных видах пространства а джайнизме. Джайнская традиция в пространстве мирового универсума (лока) выделяет особые территории (кшетра), имеющие статус сакральных мест. Сакральность определяется тем, что на данной территории тот или иной тиртханкар достиг освобождения, и в силу этого она получает название «место освобождения» (сиддхакшетра/нирванакшетра); или же эта территория связана с «благими событиями» (кальянака) в жизни тиртханкара: рождением, вступлением на путь монашества, аскезой и обретением всеведения, а также с чудесными событиями, например, «самообнаружением» древней статуи тиртханкара, в этом случае территория приобретает статус «чудесного места» (атишаякшетра). Первый вид маркированной таким образом территории имеет более высокий уровень «святости» по сравнению со вторым, поскольку именно в сиддхакшетре была достигнута конечная цель человеческого существования – освобождение души от кармической зависимости.

Данное представление о территории различного «качества» охватывает в джайнизме как уровень нашей обыденной реальности, привязанной к географии Индийского субконтинента (например, Самметашикхара, расположенная в горах Парашнатх, шт. Джаркханд, где, по преданию обрели освобождение 20 из 24-х тиртханкаров), так и уровень космологических построений, которые не могут быть соотнесены даже условно с какими бы то ни было современными географическими реалиями. Представление о территориях, обладающих особым статусом в структуре мироздания, связано в джайнизме и с учением о двух типах земель: «земля деяний» (кармабхуми) и «земля наслаждения», которые соотносятся с возможностью/невозможностью достижения освобождения соответственно. В свою очередь, первые подразделяются на территории, где освобождение возможно или невозможно в нынешнюю «нисходящую» мировую эпоху (авасарпини). Так, к первым относится Видеха, где в настоящее время проповедь джайнизма ведут 4 тиртханкара и посему освобождение возможно, а в Бхаратакшетре и Айраватакшетре (условно соотносимые джайнской космографией с нашим миром) любая душа уже не имеет такой возможности: для этого ей необходимо родиться на территории Видехи. Максимально сотериологически значимой территорией в джайнизме является «место освобожденных» (сиддхакшетра), которое находится на самой верхушке мирового универсума, где обитают достигшие освобождения души.

Календарь ИВ РАН

Январь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2

Анонсы

16 января 2025 года
Лекция Сурун-Ханды Дашинимаевны Сыртыповой «Ее Сиятельство Богиня: Балдан Лхамо в буддизме Ваджраяны»
Лекция состоится 16 января в рамках Лектория ИВ РАН «Мир Востока» в 17.30 в Зале ученых советов.
21 января 2025 года
Семинар «Лучшие практики работы с большими научными данными: используем Parquet и DuckDB»
Приглашаем исследователей, заинтересованных в современных методах анализа данных, поучаствовать в семинаре на тему особенностей работы с современными форматам больших данных.

Новые статьи

Родная земля для сербов, хорватов и бошняков
Чем запомнилась поездка на Западные Балканы
Почему в Сирии уничтожают сторонников национального примирения
В стране наблюдается новый всплеск террористических актов
Беды Ближнего Востока
Регион переживает один из самых нестабильных периодов в новейшей истории

ИВ РАН в СМИ