Статьи сотрудников ИВ РАН
Локусы сакральности: представление о пространстве в джайнской традиции
Железнова Наталья АнатольевнаОбъем издания: 323-341
Статья посвящена анализу представлений о различных видах пространства а джайнизме. Джайнская традиция в пространстве мирового универсума (лока) выделяет особые территории (кшетра), имеющие статус сакральных мест. Сакральность определяется тем, что на данной территории тот или иной тиртханкар достиг освобождения, и в силу этого она получает название «место освобождения» (сиддхакшетра/нирванакшетра); или же эта территория связана с «благими событиями» (кальянака) в жизни тиртханкара: рождением, вступлением на путь монашества, аскезой и обретением всеведения, а также с чудесными событиями, например, «самообнаружением» древней статуи тиртханкара, в этом случае территория приобретает статус «чудесного места» (атишаякшетра). Первый вид маркированной таким образом территории имеет более высокий уровень «святости» по сравнению со вторым, поскольку именно в сиддхакшетре была достигнута конечная цель человеческого существования – освобождение души от кармической зависимости.
Данное представление о территории различного «качества» охватывает в джайнизме как уровень нашей обыденной реальности, привязанной к географии Индийского субконтинента (например, Самметашикхара, расположенная в горах Парашнатх, шт. Джаркханд, где, по преданию обрели освобождение 20 из 24-х тиртханкаров), так и уровень космологических построений, которые не могут быть соотнесены даже условно с какими бы то ни было современными географическими реалиями. Представление о территориях, обладающих особым статусом в структуре мироздания, связано в джайнизме и с учением о двух типах земель: «земля деяний» (кармабхуми) и «земля наслаждения», которые соотносятся с возможностью/невозможностью достижения освобождения соответственно. В свою очередь, первые подразделяются на территории, где освобождение возможно или невозможно в нынешнюю «нисходящую» мировую эпоху (авасарпини). Так, к первым относится Видеха, где в настоящее время проповедь джайнизма ведут 4 тиртханкара и посему освобождение возможно, а в Бхаратакшетре и Айраватакшетре (условно соотносимые джайнской космографией с нашим миром) любая душа уже не имеет такой возможности: для этого ей необходимо родиться на территории Видехи. Максимально сотериологически значимой территорией в джайнизме является «место освобожденных» (сиддхакшетра), которое находится на самой верхушке мирового универсума, где обитают достигшие освобождения души.
Календарь ИВ РАН
Январь 2025 | ||||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
30 | 31 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 1 | 2 |