ИВ РАН

Сотрудники Института востоковедения РАН

Белая
Ирина Витальевна

доктор философских наук

Институт Востоковедения » Отдел Китая » ведущий научный сотрудник

Научные интересы

Духовная культура Китая, религии Китая, история даосизма. Комплексное исследование даосской школы Цюаньчжэнь – одной из двух ведущих направлений даосизма в современном Китае, исторические корни которого уходят в XII в. Анализ традиционных агиографических сочинений, текстов стел, источников религиозной визуальной культуры (храмовой настенной росписи), а также сочинений наиболее известных деятелей школы Цюаньчжэнь, сохранившихся в собрании даосских текстов «Дао цзан». Выделение в них содержательных, культовых и идейно-теоретических особенностей «субтрадиции Сунь Бу-эр».

Биография

Родилась 3 марта 1979 г. в г. Курске.

В 2002 году окончила Московский региональный институт высшего социально-экономического образования по специальности «психология».

В 2003 году прошла повышение квалификации в Институте переподготовки и повышения квалификации преподавателей гуманитарных и социальных наук ФДО Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова по специальности «философия».

В 2005 году защитила кандидатскую диссертацию «Путь человека к Истине в Даосизме эпохи Чжань-го (в корреляции с Парменидом): философско-антропологический анализ» по специальности 09.00.13 – «Религиоведение, философская антропология, философия культуры» в диссертационном совете ДМ 212.270.01, созданном на базе Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого.

В 2019 году защитила докторскую диссертацию «Феномен субтрадиции в даосизме (на материале корпуса сочинений Сунь Бу-эр)» по специальности 09.00.14 – «Философия религии и религиоведение» в диссертационном совете Д 212.081.33, созданном на базе Казанского (Приволжского) федерального университета.

Преподавание

2005–2006 гг. старший преподаватель кафедры средств массовой информации Российского государственного социального университета;

2006–2007 гг. доцент кафедры общегуманитарных, социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин Академии права и управления;

2007–2008 гг. доцент кафедры гуманитарных дисциплин Регионального открытого социального института;

2009 г. старший научный сотрудник Амурского государственного университета.


Научная деятельность

Принимала участие в научном проекте Института востоковедения РАН по подготовке 5-го тома энциклопедии «Духовная культура Китая» (2008-2009 гг.).

Работала над научным проектом «Шанцинские письменные памятники IV-VI вв.» в должности с.н.с. Центра синологических исследований Амурского госуниверситета (2009 г.).

Автор 50 научных работ по даосизму, среди которых 20 статей опубликованы в журналах из списка ВАК (из них 6 статей входят в базы данных Scopus и Web of Science), четыре монографии, четыре статьи в коллективных монографиях, подготовленных отделом Китая Института востоковедения РАН и Институтом философии РАН, а также тексты докладов на российских и международных конференциях:

Международной научной конференции «Гуманітарні студіï» в Киевском национальном университете им. Тараса Шевченко (Киев, 2008 г.).

Международной научной конференции «Ломоносовские чтения» в Московском государственном университете (Москва, 2008, 2009, 2011 гг.),

Всероссийской научной конференции «Бренное и вечное» в Новгородском государственном университете (Великий Новгород, 2008, 2009 гг.),

Международной научной конференции «Общество и государство в Китае» в Институте востоковедения РАН (Москва, 2011, 2012, 2013, 2015, 2016, 2017, 2018, 2020гг.),

— «III Московской международной научной конференции по сравнительной философии» в Институте философии РАН (Москва, 2012 г.),

— VI Международной научной конференции «Китайская цивилизация в диалоге культур» в Республиканском институте китаеведения им. Конфуция Белорусского государственного университета (Минск, 2015 г.),

XXIX Международном конгрессе по источниковедению и историографии стран Азии и Африки «Азия и Африка: наследие и современность» на Восточном факультете СПбГУ (Санкт-Петербург, 2017 г.),

— «IX Торчиновских чтениях» в Институте философии СПбГУ (Санкт-Петербург, 2017 г.),

XLV Дальневосточном семинаре отдела Дальнего Востока Института восточных рукописей РАН в Санкт-Петербурге 30 октября 2017 г. Тема доклада: «Даосские сёстры: история женского монашества школы Цюаньчжэнь»,

— Первых Рифтинских чтениях. Международная конференция памяти акад. Б.Л. Рифтина (1932-2012) в НИУ Высшая школа экономики,  ИКВиА (Москва, 2019 г.),

— Международной научной конференции «Древнекитайские книги в России: перевод, исследование и презентация», в  Институте Дальнего Востока РАН (Москва, 2019 г.),

VIII Всероссийской конференции «История востоковедения: традиции и современность», в Институте востоковедения РАН (Москва, 2020 г).

На научных конференциях сделано 22 доклада, в том числе на международных конференциях – 18, из них на зарубежных конференциях – 2, на международных конференциях, проводившихся в России, – 16, на других внутрироссийских конференциях – 4.

Монографии

1. Белая И.В. Парменид и даосские мудрецы: два пути к одной истине. М.: Союз, Издательство АПУ, 2007. 132 с.

2. Белая И.В. «Новые женщины» Чэнь Ин-нина: развитие традиции «женской алхимии» в первой половине XX в. Курск: Издательство Курского госуниверситета, 2019. 52 с.

3. Белая И.В. «Поучения Изначальной владычицы Сунь Бу-эр»: даосское учение для женщин. Курск: Издательство Курского госуниверситета, 2019. 115 с.

4. Белая И.В. Поучения Изначальной владычицы Сунь Бу-эр: даосское учение для женщин. Москва: Издательство «Ганга», 2020. 352 с. 2-е изд, испр. и доп.

Публикации

1. Белая И.В. Трансформация образа Лао-цзы от «Старого младенца» до «святого небожителя» // Гуманітарні студіï. Киев: Киевский национальный университет им. Тараса Шевченко, № 4, 2008. С. 245—248.

2. Белая И.В. Практика женской алхимии, изложенная в семи стихах Верховной Владычицей Сунь Бу-эр //Материалы докладов XV Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» М.: Изд. МГУ, 2008. (0,2 а.л.). [Электронный ресурс]. URL: http://libed.ru/konferencii-mehanika/249549-6-sovet-molodih-uchenih-filosofskogo-fakulteta-mgu-imeni-lomonosova-mezhdunarodnaya-nauchnaya-konferenciya-studentov.php (дата обращения 1.12.2018).

3. Белая И.В. Социально-космические ритуалы упорядочивания Поднебесной // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: социальные ритуалы в мифологизированном пространстве современного мира». Великий Новгород, 2008. С. 4548.

4. Белая И.В. Нюй дань (женская алхимия) // Духовная культура Китая: Энциклопедия: В 5 т. / Гл. ред. М. Л. Титаренко; ИДВ. Т. 5. Наука, техническая и военная мысль, здравоохранение и образование / ред. М.Л. Титаренко, А.И. Кобзев, В.Е. Еремеев, А.Е. Лукьянов. М.: Вост. лит., 2009. С. 843—845.

5. Белая И.В. Сунь Бу-эр // Духовная культура Китая: Энциклопедия: В 5 т. / Гл. ред. М. Л. Титаренко; ИДВ. Т. 5. Наука, техническая и военная мысль, здравоохранение и образование / ред. М.Л. Титаренко, А.И. Кобзев, В.Е. Еремеев, А.Е. Лукьянов. М.: Вост. лит., 2009. С 789—791.

6. Белая И.В. Формирование техники женской алхимии на основе даосских мировоззренческих концепций о роли женского начала. // Религиоведение, 2009. 3. С. 70—76.

7. Белая И.В. Поэтическое и техническое измерение мышления в даосизме на примере «Трактата о восхождении на запад» // Вестник Московского университета. Серия 7. «Философия». М., 2009, № 4. С. 27—35.

8. Белая И.В. Личность императора как воплощение космического порядка в официальной идеологии и даосской традиции // Научные ведомости БелГУ. Серия «Философия. Социология. Право». Белгород, 2009, № 10 (65). С. 118—124.

9. Белая И.В. Образ Старого Владыки в китайской официальной и религиозной традиции (до династии Тан) // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. №4. М., 2009. С. 106110.

10. Белая И.В. Методы «женской алхимии» (нюй дань) в литературном наследии даосской подвижницы Сунь-Бу-эр // Философско-антропологические исследования: научно-теоретический гуманитарный журнал. Вып. I-II. Курск: Изд. КГУ, 2009. С. 111118.

11. Белая И.В. Легенда об уходе Лао-цзы на Запад (перевод фрагментов из «Си шэн цзин цзи чжу» («Книга-основа о [том, как Лао-цзы] восходил на Запад, с собранием комментариев»)) // Философско-антропологические исследования: научно-теоретический гуманитарный журнал. Курск: Изд. КГУ, 2009. Вып. 3–4. С.110—118.

12. Белая И.В. К вопросу об историзме даосского самосознания: по материалам «Книги-основы, разъясняющей внутреннее устройство Трех небес» (Сань тянь нэй цзе цзин) // Международная научная конференция «Ломоносовские чтения», М.: Изд. МГУ, 2009. (0,2 а.л.). [Электронный ресурс]. URL: https://lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2009/03_2.pdf (дата обращения 1.12.2018).

13. Белая И.В. Деятельное милосердие даосской школы Совершенной истины в условиях кризиса позднесредневекового китайского общества // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: идеология и мифология социальных кризисов». Великий Новгород, 2009. С. 128131.

14. Белая И.В. Жизнеописание наставницы Сунь Бу-эр (1119—1182) в даосской традиции // Вопросы культурологи, 2010. 1. С. 28—32.

15. Белая И.В. Духовное совершенствование в раннем учении школы Совершенной истины (Цюань-чжэнь) // Вопросы культурологии. М., 2010, № 5. С. 2530.

16. Белая И.В. Предпосылки распространения учения Совершенной истины в Китае XII—XIII вв. // Научные ведомости БелГУ. Серия Философия. Социология. Право. 2010  2 (73). Вып. 11. С. 5—12.

17. Белая И.В. «Пятнадцать статей, устанавливающих учение Чун-яна»: Перевод фрагментов, вступительная статья и комментарии. // Философско-антропологические исследования: научно-теоретический гуманитарный журнал. Вып. I-II. Курск: Изд. КГУ, 2010. С. 93102.

18. Белая И.В. О развитии традиции «женской алхимии» (нюй дань) в горах Цзиньгайшань // Общество и государство в Китае: XLI научная конференция / Ин-т востоковедения РАН. М.: Учреждение Российской академии наук Институт востоковедения (ИВ РАН), 2011. 440 с. (Ученые записки Отдела Китая ИВ РАН. Вып. 3. / Редколл.: А.И. Кобзев и др.). С. 359—364.

19. Белая И.В. Десять советов даосского монаха Лю Чан-шэна. // Международная научная конференция «Ломоносовские чтения». М. : Изд. МГУ, 2011. (0,2 а.л.). [Электронный ресурс]. URL: https://lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2011/1171/6257_3470.pdf (дата обращения 1.12.2018).

20. Белая И.В. Нормативные правила даосской школы Совершенной истины XIIXIV вв. // В поисках «китайского чуда»: Сборник статей, посвященный 80-летию Ю.В. Чудодееву / Ин-т востоковедения РАН. М.: Учреждение Российской академии наук Институт востоковедения (ИВ РАН), 2011. 418 с. (Ученые записки Отдела Китая ИВ РАН. Вып. 5. / Редколл.: А.И. Кобзев и др.). С. 342—353.

21. Белая И.В. Образы «Инь фу цзина» в даосском учении Цюаньчжэнь // Общество и государство в Китае: XLII научная конференция: Ч. 1 / Ин-т востоковедения РАН. М.: Учреждение Российской академии наук Институт востоковедения (ИВ РАН), 2012. 395 с. (Ученые записки Отдела Китая ИВ РАН. Вып. 6. / Редколл.: А.И. Кобзев и др.). С. 354—365.

22. Белая И.В. «Десять увещеваний» Ма Дань-яна как источник по истории даосской школы Цюаньчжэнь. // Вестник РГГУ. Серия Востоковедение. Африканистика. М., 2012. № 20 (100). С. 249—259. (0,5 а.л.).

23. Белая И.В. [Рецензия] Филонов, С. В. Золотые книги и нефритовые письмена: даосские письменные памятники IV-VI вв. / С. В. Филонов. Санкт-Петербург: Петербургское востоковедение, 2011. 656 с. // Восток (Oriens). М., 2012. № 5. С. 178182.

24. Белая И.В. «Нюй дань хэ бянь» («Собрание работ по женской алхимии») // Общество и государство в Китае: XLIII научная конференция: Ч. 1 / Ин-т востоковедения РАН. М.: Учреждение Российской академии наук Институт востоковедения (ИВ РАН), 2013. 684 с. (Ученые записки Отдела Китая ИВ РАН. Вып. 8. / Редколл.: А.И. Кобзев и др.). С. 459—467.

25. Белая И.В. О принципах женской алхимии в «Си-ван-му нюй сю чжэн ту ши цзэ» (Десять правил правильного пути женского совершенствования [по традиции] Матушки-владычицы Запада) // Третья Московская международная научная конференция по сравнительной философии. М. Институт философии РАН, 2012. / Философия и наука в культурах Востока и Запада. Серия: Сравнительная философия. М., НаукаВост. лит, 2013. С. 235—245.

26. Belaya I.V. About Principles of “Female Alchemy” in “Xiwang Mu Nüxiu Zhengtu Shize” (Ten Rules of the Queen Mother of the West on the Proper Path of Women’s Cultivation) // Philosophy and Science in Cultures: East and West (Russian philosophical studies XIII). Ed. By M.T. Stepanyants / Cultural heritage and contemporary change. Series IVA, Eastern and Central European philosophical studies; 2013. Vol. 50, P. 217228.

27. Белая И.В. «Новые женщины» Чэнь Ин-нина: развитие традиции «женской алхимии» в первой половине XX века // В пути за китайскую стену: к 60-летию А.И. Кобзева. / Колл. авторов. М.: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт востоковедения Российской академии наук (ИВ РАН), 2014. 746 с. (Ученые записки Отдела Китая ИВ РАН. Вып. 12. / Редколл.: А.И. Кобзев и др.). С. 315—332.

28. Белая И.В. О даосских методах для женщин в «Важнейших поучениях по женской алхимии» (Нюй дань яо янь 女丹要言) // Общество и государство в Китае: XLV научная конференция: Ч. 2. / Ин-т востоковедения РАН. М.: Учреждение Российской академии наук Институт востоковедения (ИВ РАН), 2015. 1031 с. (Ученые записки Отдела Китая ИВ РАН. Вып. 18. / Редколл.: А.И. Кобзев и др.). С. 143—162.

29. Белая И.В. «“Покой среди волнения”: о вкладе Чэнь Ин-нина в изучение даосизма» // Сборник докладов VI Международной научной конференции «Китайская цивилизация в диалоге культур» (26—27 ноября 2015 г.). Минск: РИКК БГУ. 2015. С. 52—60.

30. Белая И.В. Госпожа Люй Би-чэн спрашивает, даос Чэнь Ин-нин отвечает: 36 вопросов о «женской алхимии» // Общество и государство в Китае: XLVI научная конференция: Ч. 2. / Ин-т востоковедения РАН. М.: Учреждение Российской академии наук Институт востоковедения (ИВ РАН), 2016. 641 с. (Ученые записки Отдела Китая ИВ РАН. Вып. 21. / Редколл.: А.И. Кобзев и др.). С. 366—391.

31. Белая И.В. «Ответы госпоже Люй Би-чэн на тридцать шесть вопросов» (Перевод, вступительная статья, комментарии) // Общество и государство в Китае: XLVI научная конференция. Ч. 2. / Ин-т востоковедения РАН. М.: Учреждение Российской академии наук Институт востоковедения (ИВ РАН), 2016. 641 с. (Ученые записки Отдела Китая ИВ РАН. Вып. 21. / Редколл.: А.И. Кобзев и др.). С. 392—411.

32. Белая И.В. Тексты по даосской алхимии для женщин из собрания Хэ Лунсяна: опыт исторического анализа // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. ДВГУ, 2016. № 1. С. 1427.

33. Белая И.В. О развитии женского монашества в даосской школе Цюаньчжэнь в эпохи Цзинь и Юань: Ч. 1: Пу-ча Дао-юань // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». М., 2017, №2 (8). С. 19—29.

34. Белая И.В. О развитии женского монашества в даосской школе Цюаньчжэнь в эпохи Цзинь и Юань: Ч. 2: Во-лэ Шоу-цзянь // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». М., 2017, №3 (9). С. 16—23.

35. Белая И.В. О развитии женского монашества в даосской школе Цюаньчжэнь в эпохи Цзинь и Юань: Ч. 3: Ао-дунь Мяо-шань // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». М., 2017, №4 (10) Ч.1. С. 9—18.

36. Белая И.В. Как вызвать демона на допрос: ритуал као чжао в даосской традиции Сердца Небес // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. ДВГУ, 2017, № 4 (42). С. 29—36.

37. Белая И.В. Тексты даосских стел как источник по истории женского монашества школы Цюаньчжэнь // XXIX Международный конгресс «Источниковедение и историография стран Азии и Африки» (ВФ СПбГУ), СПб. 21–23 июня 2017. Т. 2. С. 67—68.

38. Белая И.В. Даоски в Пекине: развитие женской монастырской традиции школы Цюаньчжэнь в XIIIXIV вв. // Вопросы философии. М., 2018, № 4. С. 149—157.

39. Белая И.В. Об общинно-ритуальной деятельности женщин в средневековом даосизме (на примере текстов стел школы Цюаньчжэнь, установленных в Пекине) // Вопросы философии. М., 2018, № 8. С. 139—149.

40. Белая И.В. В поисках «женской алхимии»: история создания «Нюй дань хэ бянь» // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. Вып. III (27), 2018. Т. 2. С. 111—129. (1,2 а.л.). [Электронный ресурс]. URL: http://tsput.ru/fb/hum/2018/%E2%84%963(27)_%D0%A2%D0%BE%D0%BC2/ (дата обращения 1.12.2018).

41. Белая И.В. О «Встрече» и одном стихотворении Сунь Бу-эр: к проблеме интерпретации даосской поэзии // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. ДВГУ, 2018, № 4 (46). С. 45—50.

42. Белая И.В., Зельницкий А.Д. «Правильный ритуал Сердца Небес» (Тянь синь чжэн фа): история, содержание и место в даосизме XXIII вв. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 2018. Т. 34. Вып. 4. С. 611—623.

43. Белая И.В. «Женское мастерство внутренней алхимии», изложенное в семи стихах Сунь Бу-эр // Вопросы философии, 2019. № 4. С. 138—152.

44. Белая И.В. Мифопоэтический язык как средство описания даосских методов совершенствования в стихотворениях Сунь Бу-эр // Тексты магии и магия текстов». Серия Orientalia et Classica. М.: НИУ ВШЭ ИКВиА.

45. Белая И.В. Раннее учение Цюаньчжэнь: источники и исследования // Общество и государство в Китае: L научная конференция. Ч. 2. / Ин-т востоковедения РАН. М.: Учреждение Российской академии наук Институт востоковедения (ИВ РАН), 2020. (Ученые записки Отдела Китая ИВ РАН. Вып. 35. / Редколл.: А.И. Кобзев и др.)

 46. Белая И.В., Дмитриев С.В. [Рецензия] «Вслед за Сюань-цзаном: “Путешествие на Запад” китайской женщины или Феминизм в Китае» // Восток (Oriens). М., 2021.