ИВ РАН

Семинары

Семинар «Текстология и источниковедение Востока»

Организатор: Отдел памятников письменности народов Востока


Семинар «Литературный контекст. Актуальные проблемы современного литературоведения»

Организатор: Отдел литератур народов Азии


Семинар «История и культура Древнего Востока в свете новых открытий»

Организатор: Отдел истории и культуры Древнего Востока


Семинар центра японских исследований

Организатор: Центр японских исследований


Семинар «Тайвань: от прошлого к современности»

Организатор: Межотдельский Центр тайваньских исследований, Отдел Китая


Семинар «К основам методологии изучения традиционных общин Востока»

Организатор: Лаборатория «Религия и общество на Востоке»


Семинар «Дискуссионные проблемы истории Востока»

Организатор: Отдел истории Востока


Семинар о путешествиях «Место встречи – Восток»

Организатор: Отдел истории Востока


Семинар «Искусство Востока и Восток в искусстве (ИВВИ)»

Организатор: Отдел искусства и материальной культуры


Семинар «Кавказ в прошлом и настоящем (общество, политика, экономика и культура)»

Организатор: Центр изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья


Семинар «Проблемы общей и востоковедной лингвистики»

Организатор: Отдел языков народов Азии и Африки


Семинар по восточной нумизматике

Организатор: Отдел памятников письменности народов Востока


Лекторий «Мир Востока»


Другие семинары


4 октября 2023 года

Семинар «Искусство Востока и Восток в искусстве (ИВВИ)»

Семинар «Искусство Востока и Восток в искусстве (ИВВИ)» Семинар «Искусство Востока и Восток в искусстве (ИВВИ)»

 
4 октября 2023 г. прошел очередной семинар «Искусство Востока и Восток в искусстве (ИВВИ)», организуемый Отделом искусства и материальной культуры ИВ РАН.

Автором доклада «Образ “Змеиной богини” на Крите в период “новых дворцов”» выступила доцент ВШЭ, с. н. с. ОИиМК кандидат искусствоведения С. А. Зинченко.

В докладе говорилось о том, что антропоморфный образ со змеями занимает большое место в историографии искусства и религии Крита как доказательство особой роли женского божества и способов презентации своеобразия ритуально-культовых практик минойской культуры. Начиная с работ А. Эванса, не утихают дискуссии, связанные с определением возможного круга критских изображений так называемых «Змеиных богинь» (Snake Goddesses). Одна из важных проблем — выявление наличия сложившейся иконографии и ее основных иконометрических компонентов. В последние десятилетия, больше внимания уделяется вопросам, связанным с подлинностью изобразительных свидетельств и с корректностью реконструкции образов Змеиных богинь. Новый взгляд на статуэтки Змеиных богинь из Кносса позволяет предположить, что мы имеем дело с образом, не получившим широкого распространениеяв минойской культуре периода «новых дворцов», а функционировавшим в узких временных и территориальных рамках. Причины кроются в заимствовании элитарных образцов из других культур, что могло привести к отсутствию широкого распространения в связи с неадаптированностью к основным требованиям культуры.

«Змеиная богиня» из Кносского дворца на Крите, обнаруженная первооткрывателем Минойской культуры сэром Артуром Эвансом (1851–1941) вместе со всей Минойской цивилизацией, названной им так в память о царе Миносе, дворце-лабиринте и Минотавре. Эванс полагал, что древние минойцы поклонялись трем богиням — змей, животных и флоры, а его доверенный реставратор в соответствии с этой гипотезой патрона достроил статуэтку.

На самом деле на голове у статуэтки, разбитой перед закладкой, не было ни кошки, ни, судя по всему, и змей: подобная иконография не подтверждается росписями и прочими источниками, хотя медленно и неохотно выводит этот тип из ближневосточных аналогов.

Получается, что самая популярная визитная карточка древнего Крита не критская по происхождению, не распространена на Крите, сделана из привозного фаянса и выглядела изначально непонятным образом, не так, как мы привыкли ее представлять.

Докладчик продемонстрировала истоки образа «Змеиной богини» в образах т. н. змееборцев, встречающихся в искусстве Месопотамии, а также показала прорисовку печатки кольца, где полуобнаженные женщины перебрасываются удивительными предметами, включающими змей, глаза, детей и пчел.

Доклад вызвал оживленную дискуссию и шквал вопросов присутствующих специалистов, в том числе участников экспедиций Института в Долине Нила.