Статьи сотрудников ИВ РАН

Классификаторы в языке ксингмул: к вопросу о пресловутой 282 факультативности

Погибенко Тамара Григорьевна

Вестник ИВ РАН '2021, №2, с.282-297

DOI: 10.31696/2618-7302-2021-2-282-297

 
В статье представлены результаты исследования классификаторов австроазиатского языка ксингмул. Используется корпус из 915 предложений, собранный в ходе полевой работы совместной российско-вьетнамской экспедиции 1979 г. по изучению языков народов Вьетнама. В статье делается попытка подвергнуть сомнению некоторые устойчивые представления о классификаторах в изолирующих языках Восточной и Юго-Восточной Азии, и прежде всего, представление о факультативности. Анализ использования классификаторов при имени в автономном употреблении и в именных группах с модификаторами разных типов позволяет сделать вывод, что классификаторы выполняют функцию детерминативов и выражают конкретно-референтный статус и значение единичности имени. Анализ случаев неиспользования классификаторов показывает, что классификатор отсутствует, когда конкретно-референтная форма имени не востребована или вообще невозможна. На этом основании делается вывод, что классификаторы не обладают свойством факультативности. Иначе говоря, в одних случаях классификатор обязателен, в других — его невозможно употребить по тем или иным причинам. Например, классификаторы не могут использоваться с именными группами, имеющими предикатный или родовой статус, а также если объект, обозначенный именной группой, не существует в реальном мире. Неупотребление классификаторов может быть связано с такими факторами как коммуникативная структура предложения, логико-коммуникативная структура дискурса и прагматический фактор выделенности. Есть примеры, когда эти факторы накладывают ограничения даже на употребление классификаторов в счетной конструкции. Предлагается проводить различие между собственно классификаторами, функция которых выражать конкретно-референтный статус и значение единичности имени, и языковыми единицами, «похожими» на классификаторы, функция которых образование слов с другим предметным значением. Высказывается также сомнение относительно устойчивого мнения, что классификаторы возникают как средство категоризации имен и отражают классификацию человеком объектов действительности по внешним видимым признакам.

Календарь ИВ РАН

Май 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Анонсы

19 мая 2025 года
Семинар «Политический миф на Востоке»
Отдел истории Востока приглашает принять участие в семинаре «Политический миф на Востоке».
15 мая – 1 июня 2025 года
Открыт прием заявок на Летнюю школу БРИКС в Армении
Институт востоковедения РАН совместно с Фондом Горчакова и UWC Dilijan College объявляет набор участников на Летнюю школу БРИКС, которая пройдет с 30 июня по 3 июля в Дилижане.

Новые статьи

Родная земля для сербов, хорватов и бошняков
Чем запомнилась поездка на Западные Балканы
Почему в Сирии уничтожают сторонников национального примирения
В стране наблюдается новый всплеск террористических актов
Беды Ближнего Востока
Регион переживает один из самых нестабильных периодов в новейшей истории

ИВ РАН в СМИ

Loading...