Центр энергетических и транспортных исследований

В соответствии с Концепцией деятельности Центра, основным направлением является работа по изучению экономических, технологических, коммерческих аспектов формирующегося азиатского энергетического рынка и его отдельных страновых или региональных составляющих, а так же транспортного сектора экономик стран региона и востока России. Взаимоотношения в энергетической сфере, лежащие в плоскости внимания таких дисциплин как политология, конфликтология и другие, неизбежно выводят исследования на междисциплинарный уровень научного осмысления, доступный лишь серьезным исследовательским коллективам. В этой связи, важнейшая задача Центра - координация исследований всех подразделений Института, имеющих отношений к энергетической и транспортной проблематике.

Бурные события в мировой экономике и политике в последние три-четыре года актуализируют задачу повышения устойчивости российского хозяйства, едва выдержавшего удары финансового кризиса. Особое значение в связи с этим приобретают оценки (прогнозы) темпов и степени устойчивости экономики и ТЭК Китая. К концу первого десятилетия XXI в. усиление позиций Китая в мировой экономике и политике приобрело новое качество. Преодолев последствия глобального финансового кризиса 2008-2009 гг., эта страна выдвинулась в число ведущих игроков на рынках промышленных товаров, сырья, топлива и капитала. Экономическая ситуация в КНР становится все более важным фактором международной конъюнктуры, что впервые поставило перед исследователями проблему изучения этой ситуации с точки зрения ее воздействия на мировое хозяйство. В частности, предварительные наблюдения показывают резкое усиление воздействия приростов потребления ряда сырьевых и топливных товаров в КНР на уровень их цен на мировом рынке.

Наиболее перспективными в этом контексте представляются темы исследований, посвященные регионализации китайской энергетики, а также изменениям в энергетическом балансе страны. Отдельные провинции Китая становятся все более самостоятельными в выборе собственной энергетической политики, в т.ч. при выходе за рубеж. Одновременно, корректный анализ направлений и темпов подвижек в энергобалансе во многом зависит достоверность попыток прогноза энергопотребления КНР и перспектив экспорта российских углеводородов в восточном направлении.

Не менее значимыми для мировой экономики и энергетики являются события, происходящие в энергетическом секторе Индии. Страна стала третьим по значению мировым энергопотребителем и вторым в Азии. Наряду с Китаем именно Индия обеспечивает значимый прирост потребления топлива и высокий уровень цен на энергоносители. Изучению индийского ТЭК, а также перспективам энергообеспечения всего субрегиона Южной Азии уделяется серьезное заинтересованное внимание. В частности, к работам в этой области относятся посвященные энергетике Индии и Пакистана главы в монографии «Азиатские энергетические сценарии 2030» (Магистр, М. 2012). Сотрудники Центра выступили с докладом на международной конференции «Энергетика и энергетическая безопасность Индии» в рамках исследовательского проекта «Индия: перспективы современного развития», которая проходила  15 – 16 мая 2013 г. В настоящее время готовятся статьи в сборник материалов конференции.

В условиях формирования новой модели развития мировой экономики транспорт рассматривается в качестве инструмента реализации национальных интересов, обеспечения вхождения России в мировую экономику в качестве полноправного партнера. ЦЭТИ проводит большую координирующую работу в рамках Общеинститутской проблемной группы по транспорту, включающей представителей нескольких отделов и центров ИВ РАН, смежных институтов РАН, практических организаций РФ. Работа по транспортной проблематике велась в основном  по следующим направлениям: 

  • Экономические проблемы развития транспорта отдельных стран Азии;
  • Транспортная интеграция  стран-членов ШОС;
  • Создание единого Евроазиатского транспортного пространства;
  • Региональная транспортная интеграция  в ЦАР и Каспийском регионе.

Центром осуществляется работа в рамках программы «Опыт современного развития стран Востока, современных международных отношений на Востоке». В 2012 г. Ученым Советом ИВ РАН была одобрена программа ЦЭТИ «Экономический рост и энергетика КНР в глобальном контексте». Коллектив Центра в полном составе публикует материалы в соответствии с общеинститутскими проектами в журнале «Восточная аналитика».
Существенным аспектом деятельности Центра является  подготовка специалистов – исследователей и аналитиков - на базе аспирантуры и докторантуры ИВ РАН.




Сотрудники подразделения >>


Новости подразделения

«Один пояс - один путь» - научные маршруты проекта 23 сентября 2017 года
«Один пояс - один путь» - научные маршруты проекта
22 сентября 2017 г. Институт востоковедения РАН посетила делегация Центра исследований современного мира Международного отдела Центрального Комитета Коммунистической партии Китая (ЦИСМ МО ЦК КПК).

Шестая Международная научно- практическая конференция «Международные транспортные коридоры и перспективные зоны интенсивного развития в условиях вызовов глобализации – 2016» 22 декабря 2016 года
Шестая Международная научно- практическая конференция «Международные транспортные коридоры и перспективные зоны интенсивного развития в условиях вызовов глобализации – 2016»
Была проведена 22 декабря 2016 г. Центром энергетических и транспортных исследований (ЦЭТИ) в Институте востоковедения РАН (Москва, ул. Рождественка, д. 12)

Транспортные ориентиры Востока 20 апреля 2016 года
Транспортные ориентиры Востока
Центр энергетических и транспортных исследований (ЦЭТИ) под руководством И.Р. Томберга 20 апреля 2016 года провёл круглый стол, посвящённый транспортным проблемам стран Востока.

Новые статьи

Расширение стратегических горизонтов Китая: “один пояс и один путь”
Салицкий Александр Игоревич, Семенова Нелли Кимовна
Статья посвящена китайскому мировому проекту (КМП), несущей конструкцией которого является концепция Экономического пояса шелкового пути и Морского шелкового пути XXI в. Рассматриваются исторические предпосылки КМП: от адаптации к мировой экономике до перехода к деятельному освоению хозяйства планеты в соответствии с китайской программой “выхода в мир”. Конструктивные инициативы Китая, воплощенные в концепции “шелкового” наступления, направлены на мобилизацию финансов для развития инфраструктуры на всем евро-азиатском пространстве и катализируются задачами обеспечения энергетической безопасности и необходимостью развития западных регионов КНР. Особое внимание уделяется активизации деятельности КНР в области финансирования проектов “пояса и пути”, вложения в новые международные банки и фонды развития. Анализируются геополитические обоснования КМП, в котором объективно повышается значение России и признается географическая ущербность проектов в обход территории РФ. С учетом сохраняющейся нестабильности на Среднем Востоке и в Закавказье транспортные артерии на территории России приобретают первостепенное значение. В данном контексте, России необходимо определить собственное место в китайском проекте.
Россия и Китай на евразийском пространстве: стратегическое партнерство с элементами конкуренции
Салицкий Александр Игоревич, Семенова Нелли Кимовна
Статья посвящена экономической экспансии Китая на евразийском пространстве, преодолению политики сдерживания развития, новым тенденциям развития государств Центральной Азии (ЦА), проблемам эффективной интеграции в ЦА, анализу совпадения и пересечения интересов РФ и КНР в ЦА, перспективы евразийских проектов России, в том числе энергетических.
Исследования транспортно-энергетической проблематики

Энергетический вектор индустриализации КНР: стратегия, тактика, безопасность
Ключевым пунктом всех программ развития Китая стала индустриализация, которая рассматривалась как средство развития производительных сил, укрепления экономической мощи государства. В связи со стремительным экономическим ростом и перманентным увеличением степени модернизации всех отраслей народного хозяйства спрос на энергию в Китае увеличивается прогрессирующими темпами, особенно растет спрос на нефть и газ.
Центр энергетических и транспортных исследований Института востоковедения РАН
Аристова Людмила Борисовна, Семенова Нелли Кимовна, Гончаренко Станислав Степанович