Центр энергетических и транспортных исследований

В соответствии с Концепцией деятельности Центра, основным направлением является работа по изучению экономических, технологических, коммерческих аспектов формирующегося азиатского энергетического рынка и его отдельных страновых или региональных составляющих, а так же транспортного сектора экономик стран региона и востока России. Взаимоотношения в энергетической сфере, лежащие в плоскости внимания таких дисциплин как политология, конфликтология и другие, неизбежно выводят исследования на междисциплинарный уровень научного осмысления, доступный лишь серьезным исследовательским коллективам. В этой связи, важнейшая задача Центра - координация исследований всех подразделений Института, имеющих отношений к энергетической и транспортной проблематике.

Бурные события в мировой экономике и политике в последние три-четыре года актуализируют задачу повышения устойчивости российского хозяйства, едва выдержавшего удары финансового кризиса. Особое значение в связи с этим приобретают оценки (прогнозы) темпов и степени устойчивости экономики и ТЭК Китая. К концу первого десятилетия XXI в. усиление позиций Китая в мировой экономике и политике приобрело новое качество. Преодолев последствия глобального финансового кризиса 2008-2009 гг., эта страна выдвинулась в число ведущих игроков на рынках промышленных товаров, сырья, топлива и капитала. Экономическая ситуация в КНР становится все более важным фактором международной конъюнктуры, что впервые поставило перед исследователями проблему изучения этой ситуации с точки зрения ее воздействия на мировое хозяйство. В частности, предварительные наблюдения показывают резкое усиление воздействия приростов потребления ряда сырьевых и топливных товаров в КНР на уровень их цен на мировом рынке.

Наиболее перспективными в этом контексте представляются темы исследований, посвященные регионализации китайской энергетики, а также изменениям в энергетическом балансе страны. Отдельные провинции Китая становятся все более самостоятельными в выборе собственной энергетической политики, в т.ч. при выходе за рубеж. Одновременно, корректный анализ направлений и темпов подвижек в энергобалансе во многом зависит достоверность попыток прогноза энергопотребления КНР и перспектив экспорта российских углеводородов в восточном направлении.

Не менее значимыми для мировой экономики и энергетики являются события, происходящие в энергетическом секторе Индии. Страна стала третьим по значению мировым энергопотребителем и вторым в Азии. Наряду с Китаем именно Индия обеспечивает значимый прирост потребления топлива и высокий уровень цен на энергоносители. Изучению индийского ТЭК, а также перспективам энергообеспечения всего субрегиона Южной Азии уделяется серьезное заинтересованное внимание. В частности, к работам в этой области относятся посвященные энергетике Индии и Пакистана главы в монографии «Азиатские энергетические сценарии 2030» (Магистр, М. 2012). Сотрудники Центра выступили с докладом на международной конференции «Энергетика и энергетическая безопасность Индии» в рамках исследовательского проекта «Индия: перспективы современного развития», которая проходила  15 – 16 мая 2013 г. В настоящее время готовятся статьи в сборник материалов конференции.

В условиях формирования новой модели развития мировой экономики транспорт рассматривается в качестве инструмента реализации национальных интересов, обеспечения вхождения России в мировую экономику в качестве полноправного партнера. ЦЭТИ проводит большую координирующую работу в рамках Общеинститутской проблемной группы по транспорту, включающей представителей нескольких отделов и центров ИВ РАН, смежных институтов РАН, практических организаций РФ. Работа по транспортной проблематике велась в основном  по следующим направлениям: 

  • Экономические проблемы развития транспорта отдельных стран Азии;
  • Транспортная интеграция  стран-членов ШОС;
  • Создание единого Евроазиатского транспортного пространства;
  • Региональная транспортная интеграция  в ЦАР и Каспийском регионе.

Центром осуществляется работа в рамках программы «Опыт современного развития стран Востока, современных международных отношений на Востоке». В 2012 г. Ученым Советом ИВ РАН была одобрена программа ЦЭТИ «Экономический рост и энергетика КНР в глобальном контексте». Коллектив Центра в полном составе публикует материалы в соответствии с общеинститутскими проектами в журнале «Восточная аналитика».
Существенным аспектом деятельности Центра является  подготовка специалистов – исследователей и аналитиков - на базе аспирантуры и докторантуры ИВ РАН.


Сотрудники подразделения >>


Новости подразделения

VIII Международная научно-практическая конференция «Роль транспортно-промышленного потенциала России в приграничных регионах в условиях повышенного риска – 2018». 30 мая 2018 года
VIII Международная научно-практическая конференция «Роль транспортно-промышленного потенциала России в приграничных регионах в условиях повышенного риска – 2018».
29 мая 2018 г. в Институте востоковедения РАН состоялся форум представителей академической науки, высшего образования и практических работников ведомств, конструкторских организаций и т.д. – VIII Международная научно-практическая конференция «РОЛЬ ТРАНСПОРТНО-ПРОМЫШЛЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА РОССИИ В ПРИГРАНИЧНЫХ РЕГИОНАХ В УСЛОВИЯХ ПОВЫШЕННОГО РИСКА – 2018».

Круглый стол «Экономический пояс Шелкового Пути: реальность и перспективы» 7 марта 2018 года
Круглый стол «Экономический пояс Шелкового Пути: реальность и перспективы»
28 февраля 2018 г. в Институте востоковедения РАН состоялся Круглый стол «Экономический пояс Шелкового Пути: реальность и перспективы». Цель Круглого стола – дать экспертную оценку реального осуществления и перспектив развития китайского проекта Экономический пояс Шелкового Пути (ЭПШП), как составной части инициативы «Один пояс - один путь» с точки зрения стран-участниц проекта.

«Геополитический шанс России: транспортная система в формате РФ-КНР-Центральная Азия» 20 декабря 2017 года
«Геополитический шанс России: транспортная система в формате РФ-КНР-Центральная Азия»
Презентация книги Аристовой Л.Б. и Семеновой Н.К. «ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЙ ШАНС РОССИИ: ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА В ФОРМАТЕ РФ-КНР-ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ» состоялась в ИВ РАН 19 декабря 2017 г.

VII Международная научно-практическая конференция «Международные транспортные коридоры и перспективные зоны интенсивного развития в условиях вызовов глобализации – 2017» 19 декабря 2017 года
VII Международная научно-практическая конференция «Международные транспортные коридоры и перспективные зоны интенсивного развития в условиях вызовов глобализации – 2017»
Состоялась 19 декабря 2017 г. в Институте востоковедения РАН

Международная научно-практическая конференция 14 октября 2017 года
Международная научно-практическая конференция "Шанхайская организация сотрудничества – перспективная платформа для широкого взаимовыгодного сотрудничества и интеграции в Евразии"
13 октября 2017 г. в Москве прошла международная научно-практическая конференция "Шанхайская организация сотрудничества – перспективная платформа для широкого взаимовыгодного сотрудничества и интеграции в Евразии". На ней обсуждались вопросы торгово-экономического сотрудничества на пространстве ШОС. Организатор - Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития России.

«Один пояс - один путь» - научные маршруты проекта 23 сентября 2017 года
«Один пояс - один путь» - научные маршруты проекта
22 сентября 2017 г. Институт востоковедения РАН посетила делегация Центра исследований современного мира Международного отдела Центрального Комитета Коммунистической партии Китая (ЦИСМ МО ЦК КПК).

Транспортные ориентиры Востока 20 апреля 2017 года
Транспортные ориентиры Востока
Центр энергетических и транспортных исследований (ЦЭТИ) под руководством И.Р. Томберга 20 апреля 2016 года провёл круглый стол, посвящённый транспортным проблемам стран Востока.

Шестая Международная научно- практическая конференция «Международные транспортные коридоры и перспективные зоны интенсивного развития в условиях вызовов глобализации – 2016» 22 декабря 2016 года
Шестая Международная научно- практическая конференция «Международные транспортные коридоры и перспективные зоны интенсивного развития в условиях вызовов глобализации – 2016»
Была проведена 22 декабря 2016 г. Центром энергетических и транспортных исследований (ЦЭТИ) в Институте востоковедения РАН (Москва, ул. Рождественка, д. 12)

Новые статьи

Расширение стратегических горизонтов Китая: “один пояс и один путь”
Салицкий Александр Игоревич, Семенова Нелли Кимовна
Статья посвящена китайскому мировому проекту (КМП), несущей конструкцией которого является концепция Экономического пояса шелкового пути и Морского шелкового пути XXI в. Рассматриваются исторические предпосылки КМП: от адаптации к мировой экономике до перехода к деятельному освоению хозяйства планеты в соответствии с китайской программой “выхода в мир”. Конструктивные инициативы Китая, воплощенные в концепции “шелкового” наступления, направлены на мобилизацию финансов для развития инфраструктуры на всем евро-азиатском пространстве и катализируются задачами обеспечения энергетической безопасности и необходимостью развития западных регионов КНР. Особое внимание уделяется активизации деятельности КНР в области финансирования проектов “пояса и пути”, вложения в новые международные банки и фонды развития. Анализируются геополитические обоснования КМП, в котором объективно повышается значение России и признается географическая ущербность проектов в обход территории РФ. С учетом сохраняющейся нестабильности на Среднем Востоке и в Закавказье транспортные артерии на территории России приобретают первостепенное значение. В данном контексте, России необходимо определить собственное место в китайском проекте.
Россия и Китай на евразийском пространстве: стратегическое партнерство с элементами конкуренции
Салицкий Александр Игоревич, Семенова Нелли Кимовна
Статья посвящена экономической экспансии Китая на евразийском пространстве, преодолению политики сдерживания развития, новым тенденциям развития государств Центральной Азии (ЦА), проблемам эффективной интеграции в ЦА, анализу совпадения и пересечения интересов РФ и КНР в ЦА, перспективы евразийских проектов России, в том числе энергетических.
Исследования транспортно-энергетической проблематики

Энергетический вектор индустриализации КНР: стратегия, тактика, безопасность
Ключевым пунктом всех программ развития Китая стала индустриализация, которая рассматривалась как средство развития производительных сил, укрепления экономической мощи государства. В связи со стремительным экономическим ростом и перманентным увеличением степени модернизации всех отраслей народного хозяйства спрос на энергию в Китае увеличивается прогрессирующими темпами, особенно растет спрос на нефть и газ.
Центр энергетических и транспортных исследований Института востоковедения РАН
Аристова Людмила Борисовна, Семенова Нелли Кимовна, Гончаренко Станислав Степанович

Анонсы

18 декабря 2018 года
Международные транспортные коридоры и перспективные зоны интенсивного развития в условиях глобализации – 2018»
Уважаемые коллеги! Приглашаем Вас принять участие в работе восьмой Международной научно-практической конференции «Международные транспортные коридоры и перспективные зоны интенсивного развития в условиях глобализации - 2018», которая состоится 18 декабря 2018 г. с 14 час. до 20.00 час. в Институте востоковедения РАН (г. Москва).

Игорь Ремуальдович Томберг

руководитель центра
кандидат экономических наук

Светлана Викторовна Чеснокова

ученый секретарь, научный сотрудник


Телефон: +7 495 624-1613

Книги подразделения...

ВИДЕОАРХИВ ИВ РАН