ИВ РАН

Семинары

Семинар «Текстология и источниковедение Востока»

Организатор: Отдел памятников письменности народов Востока


Семинар «Литературный контекст. Актуальные проблемы современного литературоведения»

Организатор: Отдел литератур народов Азии


Семинар «История и культура Древнего Востока в свете новых открытий»

Организатор: Отдел истории и культуры Древнего Востока


Семинар центра японских исследований

Организатор: Центр японских исследований


Семинар «Тайвань: от прошлого к современности»

Организатор: Межотдельский Центр тайваньских исследований, Отдел Китая


Семинар «К основам методологии изучения традиционных общин Востока»

Организатор: Лаборатория «Религия и общество на Востоке»


Семинар «Дискуссионные проблемы истории Востока»

Организатор: Отдел истории Востока


Семинар о путешествиях «Место встречи – Восток»

Организатор: Отдел истории Востока


Семинар «Искусство Востока и Восток в искусстве (ИВВИ)»

Организатор: Отдел искусства и материальной культуры


Семинар «Кавказ в прошлом и настоящем (общество, политика, экономика и культура)»

Организатор: Центр изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья


Семинар «Проблемы общей и востоковедной лингвистики»

Организатор: Отдел языков народов Азии и Африки


Семинар по восточной нумизматике

Организатор: Отдел памятников письменности народов Востока


Лекторий «Мир Востока»


Другие семинары


7 февраля 2019 года

Лекция К.О. Саркисова "История продажи КВЖД"

Лекция К.О. Саркисова Лекция К.О. Саркисова "История продажи КВЖД"

 
6 февраля 2019 г. на заседании Центра японских исследований к.и.н., научный сотрудник Центра К. О. Саркисов выступил с лекцией "История продажи КВЖД".

История строительства и работы дороги вплоть до ее продажи Японии - это эпоха (1896 - 1935 гг.), вобравшая в себя бурные события конца 19 века и первой половины 20-го.

С использованием архивных материалов последнего времени, газет и журналов наряду с мемуарами, в лекции прозвучали основные моменты короткой, но драматической истории дороги. Начиналась она с первой японо-китайской войны 1894-95 годов, когда феодальный Китай потерпел сокрушительное поражение от Японии, покончившей с феодализмом за три десятилетия до этого. Перед лицом новой угрозы Пекин был в поисках союзника, который пришел бы к нему на помощь в случае войны с соседом. Америка, Германия, Англия располагались далеко, и выбор пал на Россию. В Россию на коронацию Николая II в 1896 году съехались многие гости, в том числе из Китая и Японии. "Союзный договор" с Китаем обязывал Россию защищать Китай в случае нападения на него Японии. Воспользовавшись этим, Петербург уговорил (с помощью взятки, как свидетельствует С.Ю.Витте) китайского вельможу (Ли Хунчжана) подписать соглашение о строительстве КВЖД. Это ответвление от Сибирской железной дороги, начиная с Читы и через Внутреннюю Монголию и Маньчжурию, существенно сокращало путь к Владивостоку.

Дорога была своеобразным техническим достижением. На ее строительство потребовались огромные капиталовложения, в основном французские займы. В связи с захватом Россией Ляодунского полуострова была построена еще одна ветка от Харбина до Порт-Артура (ЮМЖД).

Русско-японская война сохранила за Россией дорогу - была уступлена только часть ЮМЖД от Порт-Артура до Чанчуня. Следующие страницы истории - Первая мировая война и переговоры об уступке части бывшей ЮМЖД от Чанчуня до Харбина, попытки немцев из пекинской миссии организовать подрыв дороги, опасения России в отношении германских планов в Китае, завершившиеся подписанием русско-японского союзного договора 1916.

Социалистическая революция в России резко изменила судьбу дороги. Поначалу ее управление в Харбине во главе с генералом Хорватом стало одним из центров борьбы с большевиками. Начальником российских войск охраны был одно время А.В. Колчак. После окончания гражданской войны Москва, первоначально заявлявшая о безвозмездной передаче дороги Китаю, стремится продать Пекину дорогу. События второй половины 20-х годов убеждают, что Китай хотел бы получить ее даром или за небольшие деньги. Оккупация Маньчжурии Квантунской армией делают Японию партнером по переговорам о продаже КВЖД, давно приносившей убытки и ставшей обузой, к тому же потенциальным очагом конфликтов.

С 1933 г. по 1935 г. - это период торгов о цене и условиях продажи. Конечная стоимость дороги, телеграфа, рабочих и подсобных помещений - всей инфраструктуры устроила обе стороны и на какое-то время смягчила противоречия между ними.