29 января 2021 года
Международный семинар «Вовлечение Китая в микро-интеллектуальную историю – китаеведы, практики и мигранты» (Engaging China In Micro Intellectual History – Sinologists, Practitioners, and Migrants)
Международный семинар «Вовлечение Китая в микро-интеллектуальную историю – китаеведы, практики и мигранты» (Engaging China In Micro Intellectual History – Sinologists, Practitioners, and Migrants)
Сотрудники ИВ РАН выступили 29 января на международном семинаре «Вовлечение Китая в микро-интеллектуальную историю – китаеведы, практики имигранты»
Международный семинар «Вовлечение Китая в микро-интеллектуальную историю – китаеведы, практики и мигранты» (Engaging China In Micro Intellectual History – Sinologists, Practitioners, and Migrants) состоялся 29 сентября в рамках серии семинаров глобального академического проекта «Oral History – Epistemology of China Studies». (https://drive.google.com/drive/folders/1fXbBy6FmLkmtvLpnCnORlx7PMc2lAPA2?usp=sharing В семинаре, проведённом на английском языке дистанционно, на платформе Zoom, приняли участие ученые из 8 стран и регионов: Австралии (Сидней), Индии (Дели), Исландии (Дублин), России (Москва, Владивосток), США (Калифорния), Тайваня (Тайбэй), Филиппин (Манила), Японии (Токио). Научные сотрудники Института востоковедения РАН В.Ц. Головачёв и Н.В. Руденко (Москва), а также И.Ю. Зуенко, научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН (Владивосток), выступили от российской стороны с докладом на тему «Russian Sinology in late Soviet & Post-Soviet periods: trajectories of evolution & migrations towards Far East & Siberia» (Российское китаеведение в поздний советский и пост-советский периоды: траектории эволюции и миграций на Дальний Восток и в Сибирь).
Эволюция китаеведных исследований в СССР и РФ включает минимум три взаимосвязанные области и траектории: институциональную (организационную), персональную и интеллектуальную. В докладе были обозначены и частично рассмотрены основные этапы институциональных релокаций, первой из которых было тектоническое перемещение из Ленинграда в Москву, начиная с 1950 г., за которым последовала мощная персональная миграция. Второй этап «великого переселения» китаеведов в пределах СССР, происходившего с начала 1960-х гг., совпал по времени с «внутримосковской дисперсией», дополненной новой траекторией переездов из центра (Москвы и Ленинграда) в регионы – в граничащие с КНР Дальний Восток, Сибирь и Среднюю Азию.
Главными причинами создания китаеведного центра в Новосибирске (на базе НГУ и СО АН СССР) и его воссоздания во Владивостоке (на базе ДВГУ и ДВНЦ АН СССР) были глубокий кризис российско-китайских отношений, проявившийся территориальных спорах и пограничных столкновениях 1969 г. (Даманский, Жаланашколь). Уже за несколько лет до этого стало очевидно, что потенциал советского китаеведения используется неэффективно и деградирует, поэтому для удовлетворения современных практических запросов требуется перегруппировка существующих сил путем их большей диверсификации и специализации. Активизации развития китаеведения в Приморье способствовали Доклад и Постановление Секретариата ЦК КПСС №112-5с от 1 и 20 июня 1978 г. «О некоторых мерах по дальнейшему развитию китаеведных и востоковедных исследований на Дальнем Востоке». Указанные меры оказались эффективными, а их позитивные последствия продолжали ощущаться и в 1990-е годы. Но постсоветское время ознаменовалось для отечественного китаеведения долгим и глубоким упадком ведущих центров, следствием которого стали ремиграция многих китаеведов с Дальнего Востока и Сибири обратно на «Запад» (в западную часть бывшего СССР), а также их вынужденный исход (эмиграция) за рубеж.
Все указанные аспекты и траектории требуют дальнейшего сравнительного исследования на основе интервью для проекта «Российское китаеведение – устная история», а также соответствующих исторических материалов и документов.
|