ИВ РАН

Семинары

Семинар «Текстология и источниковедение Востока»

Организатор: Отдел памятников письменности народов Востока


Семинар «Литературный контекст. Актуальные проблемы современного литературоведения»

Организатор: Отдел литератур народов Азии


Семинар «История и культура Древнего Востока в свете новых открытий»

Организатор: Отдел истории и культуры Древнего Востока


Семинар центра японских исследований

Организатор: Центр японских исследований


Семинар «Тайвань: от прошлого к современности»

Организатор: Межотдельский Центр тайваньских исследований, Отдел Китая


Семинар «К основам методологии изучения традиционных общин Востока»

Организатор: Лаборатория «Религия и общество на Востоке»


Семинар «Дискуссионные проблемы истории Востока»

Организатор: Отдел истории Востока


Семинар о путешествиях «Место встречи – Восток»

Организатор: Отдел истории Востока


Семинар «Искусство Востока и Восток в искусстве (ИВВИ)»

Организатор: Отдел искусства и материальной культуры


Семинар «Кавказ в прошлом и настоящем (общество, политика, экономика и культура)»

Организатор: Центр изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья


Семинар «Проблемы общей и востоковедной лингвистики»

Организатор: Отдел языков народов Азии и Африки


Семинар по восточной нумизматике

Организатор: Отдел памятников письменности народов Востока


Лекторий «Мир Востока»


Другие семинары


1 апреля 2021 года

Доклад Г.Б. Шамилли «"Мелодии Исхака": по следам ближневосточной легенды»

Доклад Г.Б. Шамилли « Доклад Г.Б. Шамилли «"Мелодии Исхака": по следам ближневосточной легенды»

 
24 марта в отделе памятников письменности народов Востока прошел доклад Г.Б. Шамилли, посвященный анализу музыкального текста - как непосредственно самого музыкального текста (с точки зрения его глубинной и поверхностной структуры), так и его вербального описания.

Центральную проблему доклада составила соотнесенность двух текстов — устного предания о музыканте, зафиксированного в первичном источнике, и описываемой в нем музыки как музыкального текста, имеющего глубинную и поверхностные структуры.
Было показано, что легенда о мелодиях Исхака — любимого еврейского музыканта персидского шаха Насер ад-Дина Каджара, распространённая как в Персии, так и в ближневосточном регионе, зафиксировала механизм передачи мелодики еврейской синагогальной литургии в устную профессиональную музыкальную традицию, называемую мусики-йе мотребан.
Исследование легенды в контексте письменных источников, с одной стороны, в частности, истории иранской музыки Рухуллы Халеги, а с другой стороны — в контексте литургической и светской музыкальной практики еврейской общины Ирана выявило способ сохранения важнейших интонационных паттернов и их трансмиссию в различные слои традиционной музыки данного региона.
Метод анализа вербального и невербального (музыкального) текстов, показанный в докладе, может быть применен к изучению широкого корпуса письменных памятников Востока на арабском, персидском и ряде языков тюркской группы.